Николай Пинигин: «В Беларуси нет режиссеров!»

Подведение итогов IV Международного фестиваля театрального искусства «Панорама» в очередной раз заставило задуматься, из-за чего в таком плачевном состоянии находится наша современная театральная культура и почему в Беларуси давно уже не слышно ни одного нового имени в режиссуре? Кто виноват и что делать — ответы на эти вечные вопросы искала Алиса Буевич.

На пресс-конференции, посвященной закрытию «Панорамы», гостям Купаловского театра, среди которых были организаторы фестиваля, театральные критики и участники проекта «Театр On-line», было что обсудить. Фестиваль, который длился три недели, принес много ярких эмоций. Ведь за это время зрители смогли насладиться и давно полюбившимися белорусскими постановками, и увидеть работы настоящих легенд театрального мира: Питера Брука, Джорджо Стрелера, Алвиса Херманиса, Оскара Коршуноваса. Но праздник позади. И теперь пришло время оценок, сравнений и выводов. Наилучшей оценки на пресс-конференции удостоилась международная программа «Панорамы». То, что в рамках фестиваля удалось увидеть постановки, о которых много слышали и читали, стало подарком для всех. Печальная и очень душевная история по повести Татьяны Толстой «Соня», поставленная лауреатом театральной премии Европы «Новая театральная реальность» и российской премии «Золотая маска» Алвисом Херманисом, просто поразила своей точностью проработки деталей и образа, своей человечностью. Немного шокировала белорусскую публику интерпретация «Грозы» Островского, поставленная модным питерским режиссером Львом Эренбургом, в которой было, возможно, слишком много крови и эротики. Метафизический моноспектакль Питера Брука, в котором рассматривается извечный вопрос, почему в жизни все устроено так или иначе, заставил по-другому посмотреть на еще не утраченные возможности театра как духовного наставника. Белорусская часть тоже порадовала театральную общественность, она включала в себя лучшие постановки минских театров: «Пинская шляхта» и «Свадьба» Купаловского театра, «Бег» Национального академического драматического театра имени М.Горького, «Мотылек» Белорусского республиканского театра юного зрителя, «Пить, петь, плакать» театрального проекта Кати Огородниковой, пластическую постановку «...После» театра «ИнЖест» и другие.

Но вот что заставило задуматься присутствующих театраловедов, так это проект под названием «Театр On-line», который представлял собой небольшие постановки молодых режиссеров и драматургов. Этот проект — одна из «фишек» фестиваля — возможность для молодых талантов заявить о себе, но в этом году многих он разочаровал. И мнение о постановках, представленных на нем, в большинстве своем свелось к «депрессивно, по-детски, глуповато, непрофессионально» и за редким исключением к «это была хорошая попытка».

Вообще, проблема нехватки талантливых режиссеров в нашей стране в последнее время стала достаточно острой. «Нужно готовить достойную смену. А в Беларуси нет режиссеров. И эта ситуация продолжается уже не год, не два, а лет так пятнадцать. И где их находить, кто этим будет заниматься — не ясно», — уже не раз заявлял в своих выступлениях художественный руководитель театра имени Янки Купалы Николай Пинигин. Режиссерам то ли не хватает жизненного опыта, то ли это издержки нашего образования, но вывод один: если у белорусского театра в скором времени не появится новых имен, которые принесут интересные решения и идеи, то белорусы и вовсе перестанут ходить в наш театр. Ведь зритель уже все больше и больше ориентирован на российские и зарубежные постановки. А между тем, в Беларуси много талантливых актеров. Но им тесно в стенах театра, где не могут предложить современных харизматичных решений, которых так не хватает и белорусскому зрителю в том числе.

2
Оставить комментарий

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Т.Пацай режиссер

Вопрос нехватки режиссеров решается просто- их нужно пускать в театры ставить спектакли, как это делается в России. Поставил хороший спектакль, тебя приглашают , не пришелся ко двору, ищи другой театр и пробуй снова. В российских театрах у молодых режиссеров есть шанс, в наших театрах его нет, или есть не у многих.Я в режиссуре 15 лет,в России меня знают больше и как это не печально, меня больше устраивает не» биться головой об стенку» в родной стране, а заниматься творчеством в России.Для того чтобы профессия режиссера в Белоруссии не исчезла нужны грамотные художественные руководители.

Рыгор

Хорошо сказано і верно. Треп чиновника активизирует мозг журналиста и критика. Уставшего путника всегда тянет к общению к себе подобными. Прав Бэн Акиба — все было…