«Грозный царь – грозное время»

Именно эта фраза стала символом нового фильма Павла Лунгина «Царь», который откроет Минский международный кинофестиваль «Листопад-2009».
Что привлекает в новом фильме Лунгина? Прежде всего, личности режиссера и исполнителей главных ролей. Это Петр Мамонов, сыгравший царя, а также покойный ныне Олег Янковский, для которого роль митрополита Филиппа стала последней: фильм был показан на Каннском фестивале буквально за три дня до смерти актера.

В картине задействованы, помимо мэтров, несколько сотен человек массовки (жители Суздаля, где проходили съемки) и великолепные актеры, исполнившие роли второго плана. Так, юродствующего шута — «альтер-эго» царя — сыграл священнослужитель Иван Охлобыстин, а злодея-опричника Басманова — Александр Домогаров. Интересна сама историческая эпоха. Действие фильма охватывает три года, когда Филипп был митрополитом Московским и Всея Руси: с того момента, когда царь вызвал его к себе из Соловецкого монастыря, и до гибели.

Павел Лунгин в одном из своих интервью заявил, что режиссер должен строить не реальность, а то, что существует у него в голове. Это получилось. Его «Царь» ставит множество вопросов, но ответы предоставляет зрителю находить самостоятельно. Идущая от Иоанна Грозного уверенность в том, что власть имеет право быть какой угодно, внушает откровенную опаску, близкую к ужасу. Конфликт царя и митрополита Филиппа, олицетворяющих собой власть светскую и Божью, пожалуй, — главная интрига фильма. Причем создатели неоднозначно высказываются в пользу веры. Ощущение, что после «Царя» и «Острова» Павел Лунгин получит от церкви полный карт-бланш, такого откровенного и ярко показанного противостояния «клира и мира», пожалуй, еще не было. Несмотря на то, что верх в итоге одерживает беспредельная власть тирана, финал очень четко показывает, что победа пиррова. В финале Иоанн Грозный остается без самого главного для правителя — без его подданных, и шепот: «Где мой народ?» фактически ставит точку в жизни того, кто считал себя наместником Бога на земле.

Чудеса в фильме также представлены в борьбе истинной веры с безбожной властью. Конфликт неоднозначен: пущенная по воде икона помогает сломать опору моста и не дать польским войскам ляхов перебить русских, однако жители Полоцка сами открывают ворота ляхам, а русские воеводы, одержавшие победу, приговорены царем к казни. Бессильна икона заступницы Богородицы против злобы царя Ивана, затравившего опальных новгородских воевод медведями. Маша, которую образ защищал весь фильм, бросается им на помощь и гибнет. Но, попадая в руки митрополита Филиппа, дарует ему способность творить чудеса. Однако и исцеленный им тюремщик вскоре принимает мученическую смерть…

Один из мотивов бессмысленной жестокости поведения Иоанна Грозного — ожидание конца света на земле. Соответственно этому он построил здание: Опричный дворец без окон — мир кончился, без крыши — не будет больше ни дождя, ни снега... Любителям отыскивать расхождения с историческими фактами не стоит ловить создателей фильма на несоответствиях. По сути своей это не скрупулезное и детальное воссоздание эпохи. Реалии скорее относятся к религиозному и психологическому плану. Вот почему в фильме ярко вырисовываются два основных образа — царя и митрополита, много их крупных планов, много диалогов.

Один однозначный ответ на все вопросы к фильму все же есть: смотреть обязательно. Картина может понравиться, может — нет, но равнодушным не оставит никого. И поможет таким образом почтить память гениального актера Олега Янковского, вложившего весь свой актерский гений в последнюю роль.