Продукт должен стоить столько, сколько за него готов заплатить потребитель

Что общего у молочной промышленности и нефтедобычи, почему молоко так полезно пить мужчинам, а также станут ли белорусы биороботами, рассказала в интервью заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО «Савушкин продукт» Елена Геннадьевна Бабкина.

Вопрос: Бренд «Савушкин продукт» известен далеко за пределами Беларуси. Планируете ли вы дальнейшую «экспансию» на молочный рынок Беларуси и других стран?
Ответ: Белорусский рынок всегда был и остается для нас приоритетным. Независимо от того, как будет складываться экспортная политика нашей компании, наш потребитель будет получать столько продукции, сколько ему необходимо. Мы, естественно, рассматриваем многовекторную экспортную политику, и летняя ситуация подтвердила правильность подобного решения. Как говорится, все яйца в одну корзину складывать рискованно: если разобьются, то все, поэтому мы работаем над расширением рынков сбыта во всех направлениях. Также хотелось бы отметить, что мы предпочитаем как производить, так и экспортировать цельномолочную продукцию.

Мы считаем, что сухое молоко — это своего рода нефть-сырец, т.е. сырье для производства молочных продуктов. Так что, поставляя сухое молоко, мы должны четко понимать, что тем самым создаем себе конкуренцию на этом рынке, ведь некоторые предприятия в регионах, где недостаточно молочного сырья, в своем производстве используют сухое молоко. Поэтому выгоднее и разумнее поставлять цельномолочную продукцию. Конечно, сроки реализации такой продукции ограничены, но эти вопросы решаемы.

Политика нашей компании предполагает выполнение ряда требований. За 33 года своей деятельности (а именно столько в декабре текущего года исполняется компании) мы никогда не использовали при производстве продуктов ни искусственных наполнителей, ни консервантов. Это наш стратегический принцип. Каждый потребитель при покупке нашей продукции должен быть уверен, что она натуральная, качественная и полезная. Сухое молоко в небольшом количестве используется только при производстве йогуртов. Это необходимо по рецептуре. И все ведущие мировые производители используют сухое молоко при производстве йогуртов. Ни в каком другом продукте сухое молоко не используется. Так как это было бы неразумно по экономическим соображениям, учитывая то, что в Беларуси независимо от сезона получают молочное сырье в достаточных объемах. А если говорить о нас, то в Брестской области многие сельхоз-предприятия уже перешли на европейский метод содержания скота, благодаря которому независимо от сезона можно регулировать объемы производства молока. Так что сырья достаточно круглый год.

Если говорить об экспорте, география поставок достаточно широка: Россия, Армения, Азербайджан, Украина, Молдова, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан. Расстояния достаточно большие, но сроки годности молочной продукции, не вводя консерванты, можно увеличить за счет повышения степени асептики на производстве и внедрения современных технологий. В нашей компании весь процесс производства молочной продукции полностью компьютеризирован. Человек не может влиять своим настроением или отношением на качество производимой продукции. Молоко проходит тщательную проверку качества, после чего сразу по трубам отправляется на производство. Далее контакта с открытым воздухом нет. Единственное исключение — это творожный цех. Здесь продукт находится в открытом виде, поэтому это зона особой ответственности — «красная зона». Все специалисты здесь работают в масках и одноразовых перчатках. В цехе установлены специальные фильтры для очистки воздуха, за счет чего удается минимизировать бакосеменение, т.е. попадание бактерий из воздуха. За счет всех перечисленных выше мер можно увеличить срок реализации готовой молочной продукции. Упаковка также играет немаловажную роль, поскольку она предотвращает попадание воздуха в конечный продукт.

Мы успешно развиваемся на рынке Азербайджана. Это тоже не маленькое расстояние, но с каждым годом объемы экспорта растут. В основном, поставки осуществляются в Баку и близлежащие регионы. Осваивать новые рынки совсем не просто, везде нужно учитывать местную специфику. К примеру, достаточно сложный рынок Украины, поскольку иногда возникает вопрос стоимости продукции. Мы никогда не использовали демпинг при выходе на рынок, всегда делаем акцент на качество продукции (натуральный качественный продукт по определению не может быть дешевым). А в Украине колеблются цены на молоко-сырье. Летом наблюдается значительное падение, а зимой — некоторый рост цен, за счет чего производители могут регулировать стоимость продукта. Летом они работают с хорошей рентабельностью, а зимой — с минимальной. Разница компенсируется за счет средств, получаемых в сезон. Стоимость молочного сырья у нас регламентирована и не меняется в зависимости от сезона. Так что приходится работать в условиях жесткой конкуренции.
В ближайшей перспективе мы рассматриваем освоение рынка Европы. Мы прошли проверку Комиссии Евросоюза, в ходе которой не было высказано ни единого замечания. В настоящее время идет длительная процедура согласования, в которой участвуют все страны Евросоюза. По завершении процедуры мы сможем выходить на рынок Европы.

В: Планируете ли освоение рынков дальнего зарубежья?
О: Мы осуществляем отгрузки сухого молока в Китай, в Саудовскую Аравию. Сухое молоко мы производим, как отдельно взятый продукт. К слову о качестве сухого молока, одними из наших заказчиков являются такие компании, как Mars, Nestle, Nutricia, т.е. мировые транснациональные корпорации, которые предъявляют очень высокие требования к качеству продукции. А наше сухое молоко, в основной своей массе, выше гостовского сорта. Перед тем как заключить контракт, наши будущие партнеры приезжают с проверками, проводят аудит для того, чтобы понимать надежность будущих отношений.
Однако повторю: мы специализируемся на производстве и поставках цельномолочной продукции. Я думаю, что в перспективе мы сможем экспортировать стерилизованное молоко в страны дальнего зарубежья. Срок реализации этого продукта достигает 6-ти месяцев за счет применения новейших технологий производства. Это натуральное коровье молоко потому, что там нет ни искусственных наполнителей, ни консервантов.

В: Бытует мнение, что стерилизованное молоко не совсем полезно…
О: Меня очень огорчает, что иногда в российских СМИ появляется такого рода информация. Недавно мы получили фактическое подтверждение пользы своих молочных продуктов. Совместно со специалистами Национальной академии наук было проведено исследование. Молочные продукты прошли тщательную проверку, сравнимую по сложности с испытаниями медпрепаратов перед их выводом на рынок. Исследовали стерилизованное молоко, творог, биойогурты и творожную пасту. Все молочные продукты получили очень хорошие рекомендации. Медики советуют употреблять наши молочные продукты в качестве профилактики сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний. Кальций, содержащийся в стерилизованном молоке, усваивается уже через час после его употребления. Мы получили подтверждения того, что молоко и молочные продукты в равной степени полезны как для детей, так и для взрослых независимо от возраста. А секрет очень прост. Когда говорят, что молоко не рекомендуется употреблять людям старше 40, то речь идет об обычном молоке. Сейчас молоко в обязательном порядке проходит процесс гомогенизации. Что это такое? Под воздействием центробежной силы жировые шарики разбиваются до атомов, и на протяжении всего срока они не могут обратно собраться в свои колонии. Поэтому жир не отслаивается в течение всего срока годности молока, и продукт легче усваивается независимо от возраста человека. Медики также рекомендуют пить молоко мужчинам в качестве основного источника тестостерона. Ничего удивительного в этом нет, ведь мы с рождения пьем молоко. Это подтверждение всем известного факта. Молочные продукты нужно употреблять тем, кто много учится, занимается активной мыслительной деятельностью, выполняет тяжелую физическую работу, поскольку молоко восстанавливает силы и активизирует мыслительную деятельность.
Медики не имеют единого мнения о том, что в пищу нужно употреблять только обезжиренные продукты. Всего в жизни должно быть в меру. У молока не такая высокая жирность, как, скажем, у мясных продуктов.

В: Во всем мире доходы от молока сопоставимы с доходами от нефтепродуктов. Есть мнение, что литр молока у нас должен стоить, как литр бензина. Согласны ли вы с этим утверждением?
О: Продукт должен стоить столько, сколько за него готов заплатить потребитель. Цену на продукт должен формировать рынок, однако мы должны также учитывать затраты. В Беларуси производится молоко экстра-сорта — это продукт наивысшего качества. Из такого сырья можно производить продукцию для экспорта в Европу. Но есть и молоко высшего и первого сортов. В нашей компании основная масса поступающего сырья соответствуют высшему сорту и классу Экстра. Молоко Экстра-класса стоит 820 руб./литр, высшего — 650 руб./литр, а первого — 600 руб./литр. В 2005 году мы приобрели некогда убыточное хозяйство, которое находится в Малоритском районе Брестской области. За три года все убытки удалось покрыть. А в сезон, т.е. летом, молочно-товарная ферма имеет рентабельность в 40% по производству молока. Покажите мне промышленное предприятие с такой высокой рентабельностью. Эта ферма производит молоко экстра-сорта. Да, там современные европейские технологии, но мы не говорим о том, что нужно вручную доить коров. Весь мир идет по пути модернизации и минимизации затрат на производство продукта, увеличения объемов производства. За счет этого возможно снижение стоимости продукта. Я, пожалуй, не соглашусь проводить аналогию с нефтью. Добыча нефти в разных странах требует разных затрат. Есть мировой рынок нефти, где работают свои законы. Молочная отрасль — это все же немного другое, и думаю, что доходы в одной и другой отрасли не могут быть сопоставимы.

В: Для белорусов «Савушкин продукт» — синоним успешного развития. По вашему мнению, существует ли в Беларуси компания, представляющая молочную отрасль, которой будет по силам повторить ваш успех?
О: Все всегда зависит от руководителя, поскольку именно он формирует команду. Наш генеральный директор, Александр Васильевич Савчиц, на собственном примере доказал, что на земле можно работать с прибылью. Нужно разумно вкладывать деньги в окупаемые проекты. Есть множество статей, где можно сэкономить деньги. Прежде всего, нужно работать с душой. Ведь если люди работают и понимают, что они делают это правильно, с удовольствием, то любая работа будет спориться. Если нет ответственности перед работой, и нет отдачи, то ничто не поможет.

Наше предприятие можно с легкостью отнести к числу показательных в Республике Беларусь. 11 лет тому назад Александр Васильевич был избран акционерами на пост генерального директора. В то время ситуация в компании была очень сложной. Александр Васильевич встретился с коллективом и сказал, что готов работать с теми, кто поверит в его силы. Конечно, кто-то ушел, но многие остались. Кстати, Александр Васильевич работал на предприятии со дня запуска производства, т.е. в этом году будет 33 года. Он начинал с должности слесаря и дошел до заместителя генерального директора по снабжению и сбыту, а уже потом был избран на пост генерального директора.

Тогда первым делом он отправился в Европу изучать опыт зарубежных коллег. 11 лет назад об этом никто даже и не задумывался: выводить молочный бренд. В те годы понятия маркетинга или брендинга в молочной отрасли республики не было. И Александр Васильевич на основе нашей компании создал первую школу маркетинга. Специалистов отправляли за границу знакомиться с тенденциями развития молочного рынка, не экономили на обучении. Наш генеральный директор в свои 56 лет имеет весьма прогрессивные взгляды и в состоянии дать фору любому 30-летнему руководителю. Он изумительный человек, быстро принимает решения, оценивает ситуацию. Его вера в успех потрясает, и с таким человеком одно удовольствие работать.

В: А могут ли европейцы научиться чему-нибудь у нас?
О: Я бы сказала, что наше предприятие с легкостью войдет в двадцатку лучших европейских молочных предприятий по своему техническому оснащению, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, поэтому уверена, что поучиться определенно есть чему, и, прежде всего, открытости и любви к своей работе. Хотя ничего плохого про европейцев сказать не могу.

Я уверена на все 100 процентов, что мы выбрали для себя единственно правильную политику. Мы всегда несем потребителю только правдивую информацию и открыты для общения. Именно такой открытости европейцы могут у нас поучиться. Весной каждый год мы встречаем на нашем предприятии потребителей и знакомим их с производством. Ни одна молочная компания в Беларуси этого не делает, а нам скрывать нечего. Мы готовы отвечать на вопросы, готовы общаться и воспринимать пожелания потребителей, т.е. мы понимаем, что работаем для потребителя. С уверенностью могу сказать, что не так часто встретишь предприятия, где работают так, как специалисты ОАО «Савушкин продукт», с такой любовью, ответственностью и отдачей. И для меня как для сотрудника компании это очень приятно.

Я пришла в компанию 4 года назад с четким пониманием того, что это лучшая компания страны в молочной отрасли. К тому времени я побывала на всех молочных предприятиях страны и имею четкое представление о состоянии всей промышленности Республики Беларусь. Но одно дело, когда ты приезжаешь в качестве гостя, а другое — когда начинаешь работать непосредственно на предприятии. Я рада, что не разочаровалась и первое впечатление не оказалось ошибочным. Люди такие же открытые и честные и выстраивают свою работу грамотно.

В: В современных условиях нужна ли молочному бизнесу поддержка государства?
О: Я считаю, что рынок должен регулировать развитие бизнеса, а поддержка государства может быть разной. Я уверена в том, что, вкладывая в производство свои заработанные деньги, делаешь это разумно и относишься к ним трепетно и бережно. К примеру, сравним развитие агрогородков. Простите, может, кому-то будет неприятно это слышать, но, когда я возвращаюсь к себе на родину, то вижу, что эти совсем недавно новые дома находятся в плачевном состоянии. А ведь там живут молодые семьи. Человек не вложил туда ни копейки собственных денег и даже не хочет вкладывать свой труд. Все, что достается даром, не ценится.
Глава государства, Совет министров заявляют о том, что у нас в стране недопустимо существование региональных запретов. И это, несомненно, правильное решение. Если выявляется такой факт, то виновных наказывают. Но эта проблема с завидной регулярностью появляется снова и снова. Я одного не понимаю: те руководители, которые способствуют появлению подобной ситуации, ограничивая объемы поставок из других регионов, прекрасно понимают, что искусственное создание рынка для производителя — это путь в никуда, это отсутствие конкуренции. Это способствует тому, что у предприятий отсутствует стимул к развитию, что приводит к минимизации вложений финансовых средств в техническое переоснащение и в конечном итоге к ослаблению этих предприятий. Не говоря уже о прямом ущемлении прав потребителей.

В: Существует мнение, что любой бренд со временем устаревает. На рынок вводятся продукты под шапкой «Ласковое лето», «Брест-Литовск». В связи с этим не планируете ли вы масштабный ребрендинг и создание нового мощного бренда?
О: Ребрендинг бывает разным. Я бы сказала, что в какой-то степени мы находится в перманентном состоянии ребрендинга. Мы понимаем, что компании нужно меняться вместе со своим потребителем. Упаковка должна соответствовать стилю жизни. В конце августа мы выпустили линейку питьевых йогуртов в новой удобной упаковке. Сегодня бренд «Савушкин продукт» — золотой, стратегический бренд. Параллельно выводятся новые линейки продуктов. «Ласковое лето», например. Это линейка эконом-класса, которую мы вывели специально во время кризиса для того, чтобы поддержать наших потребителей. Я уверена в том, что на продуктах питания экономить нельзя. Если питаться правильно, то точно можно значительно сократить статью затрат на медицинские обследования. Для того, чтобы наши потребители не тратили лишние деньги на медикаменты, мы вывели новую линейку эконом-класса. Продукты под маркой «Брест-Литовск» — это линейка традиционных продуктов, которые были созданы на основе старинных рецептов, т.е. это элитные продукты. Линейки будут расширяться, на смену ранее выпускаемым продуктам придут новые. К примеру, в этом году мы закончили производство под маркой «Актив стиль». Но наш золотой бренд «Савушкин продукт» будет развиваться потому, что он локомотив, он везет на себе очень много. На сегодняшний день бренд оценивается приблизительно в 20 млн долларов.

В: Отразился ли финансовый кризис на планах развития вашей компании?
О: Естественно, отразился. Мы не живем в вакууме. Был проведен анализ бренд-пакета, после чего некоторые продукты были сняты с дальнейшего производства. Одновременно покупателям была представлена новая линейка эконом-класса. Более того, доля выпуска некоторых продуктов была увеличена, а некоторых, наоборот, сокращена. Мы серьезно работаем по программе экономии на производстве и стараемся экономично использовать воду, электроэнергию, припасы и материалы. Всегда объявляем тендеры при закупке оборудования и запчастей. Также проводим конкурс при выборе рекламных агентств. Всегда стараемся минимизировать затраты. Но это ни в коем случае не отражается негативно на качестве продуктов и количестве контактов с потребителями.

В: Молоко, хранящееся в холодильнике открытым и не портящееся неделю, — нормально ли это? Не считаете ли вы, что современные технологии превращают людей в биороботов? Не приведет ли это к тому, что наши дети и внуки забудут вкус «настоящего» молока?
О: На этот вопрос я могу очень легко ответить. В январе я была на выставке «Зеленая неделя» в Германии. Там был представлен стенд нашей компании, и мы возили свои традиционные продукты на дегустацию. Молоко, кефир, стерилизованное молоко, т.е. все продукты без фруктово-ягодных наполнителей. Немцы, пробуя наше молоко, говорили, что это вкус настоящего молока, знакомый им с детства, поэтому наши дети не рискуют забыть вкус молока нашего детства. Современные технологии позволяют сохранить качество и вкус натуральных молочных продуктов. За свои продукты мы спокойны.

В: Если бы вам предоставили возможность жить в любой стране мира, на какой из них вы остановили свой выбор?
О: Не знаю, смогла бы я жить в другой стране. Думаю, что вряд ли, потому что, если надолго уезжаю, то начинаю тосковать. Когда жили в деревне мои родители, я знала, что если у меня есть проблемы, если я устала так, что уже больше не могу двигаться, я садилась в машину и ехала домой. А вообще, у меня есть мечта. Я очень люблю, когда тепло и рядом море или океан, белый песок, красивые тропические цветы, т.е. я мечтаю поехать на Мальдивы. Но жить там я вряд ли бы смогла.

Оставить комментарий