СталингрАД на земле

Во время Второй мировой небо стало полноценным театром военных действий. Конечно, еще не было сверхзвуковых истребителей, но армии уже обладали намного более серьезными машинами, чем в начале XX века. Генералу-майору в отставке Александру Сергеевичу Шацкому довелось сражаться в то время на истребителе. Самой тяжелой, пожалуй, была Сталинградская битва. Ведь фактически решался дальнейший ход войны. 102-я истребительная авиационная дивизия ПВО, в которой воевал Александр Сергеевич, после многодневного противостояния стала уже 2-й гвардейской Сталинградской краснознаменной ордена Суворова.

— Мне хорошо запомнилось 23 августа 1942 года. До этого у Сталинграда велись бои местного значения. Город почти не бомбили. И вот в этот день я рано утром вместе со своим звеном вылетел на разведку. Погода была прекрасная. Видимость хорошая. Такое впечатление, что войны и нет. В воздухе я никого не увидел, на земле тоже спокойно. Но потом заметил: на горизонте пыль поднялась столбом. Подлетел ближе, увидел огромную армаду танков. Это была немецкая техника… Я вернулся на аэродром, доложил обо всем командиру полка. На наши самолеты села другая смена летчиков и вылетела. Я со своим звеном пошел завтракать в землянку. Только сели за стол, слышим шум, стрельбу. Выскакиваем наверх: на нашем аэродроме идет танковый бой. Как раз подошли те машины, которые я видел во время полета. Творилось что-то невообразимое. Рвутся снаряды. Деваться некуда. Мы, летчики, не ориентировались так хорошо в наземной обстановке. Не поймешь: где противники, где свои. Из оружия у нас были только пистолеты. Мы побежали к зенитному орудию, прыгнули в окоп к артиллеристам. А там был такой порядок. Командир стоял в парадной форме. Мы ему все нарушали. Он прокричал: «Вон из моего окопа! Не мешайте работать!» Тогда я вспомнил, что у нас на аэродроме в лесопосадках стояли По-2 (бипланы, использовавшиеся в ночное время — «Известия»). Выкатили мы один такой самолет, и я решил первым отправить сержанта. Только он вырулил на окраину аэропорта… Сноп огня. Ни машины, ни пилота. Дело в том, что эти самолеты были тряпочными. Ткань натягивалась на металлический каркас… В общем, стало понятно: улетать нельзя. Мы, уже вдвоем с лейтенантом, побежали к домику, где у нас хранились чемоданчики с вещами. А там рядом стояли два советских танка. Вскоре туда вместе со своим расчетом прибежал зенитчик, который нас выгнал. Обратился к танкистам: «Помогите, автоматчики отобрали орудие». Артиллеристов посадили на один из танков. Минут через 15-20 они вернулись с зениткой: «Посмотрим, чья возьмет». Мы решили уходить к переправе, на Волгу. По пути встретили немецкую танкетку. Легли на землю под нее, чтобы пулемет нас не достал. Пока машина разворачивалась, мы убежали. Вышли к поселку местного тракторного завода. Там на крышах домов собрались люди, наблюдали за происходящим. Вдруг появились два немецких Ю-88 и начали бомбить поселок. Было страшно и жутко…

Люфтваффе бросило на Сталинград свои лучшие силы. Бриллиантовых асов. Против них Александр Шацкий и его товарищи выходили на И-153 («Чайка»). Эта модель была создана Николаем Поликарповым в 1930-х. Именно немцы навязывали «чайкам» бой, а не наоборот. Но наши перенимали их тактику. Поэтому асов тоже сбивали. Было нелегко и на земле, и в небе. Непонятно до сих пор, как многие устояли.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz