Джек Траут не сменит лорда Белла. По крайней мере, пока

Слухи о том, что вакантную должность «пиарщика Беларуси» может занять создатель концепции позиционирования Джек Траут, появились месяц назад. Двухдневный визит легенды мирового маркетинга в Минск лишь усилил их. В интервью «Известиям» знаменитый бизнес-консультант опроверг эту информацию.

Вопрос: Господин Траут, что, на ваш взгляд, тормозит успешное продвижение белорусских товаров на мировом рынке?
Ответ: Это самая открытая проблема для вашей страны. Вести такой бизнес достаточно тяжело. Поверьте мне, если у вас будет столько бюрократии, деловые люди к вам не поедут.
Расскажу одну историю. Я составлял бизнес-план для компании, которая хотела по­строить завод и выбирала между Индией и Китаем. В Индии все было очень забюрократизировано. Строительство об­суждал сначала один чиновник, потом другой. Это был очень нудный и длинный процесс, который требовал огромного количества времени. Потом мы отправились в Китай, чтобы обсудить этот же план. В аэропорту нас встретил роллс-ройс и сразу же привез к одному из министров. Мы обсудили возможность строительства и получили согласие. И никакой бумажной работы, ничего, кроме бизнеса. Китайцы делают все для его развития.

Если вы хотите заниматься бизнесом, нужно знать больше о его построении. Нельзя держать людей в неведении. А еще не должно быть бюрократии. Она — ваша первая проблема при ведении бизнеса.

В: Есть и вторая?
О: Вторая состоит в принятии решения, что нужно продавать. Что у нас есть для привлечения людей в бизнес? Дешевая рабочая сила, или высококвалифицированные кадры, или ресурсы… Что вообще у нас есть? И что будет наиболее приемлемым с точки зрения бизнеса?

В: Сколько времени уйдет на решение этих проблем в Беларуси?
О: Я оттолкнусь от опыта моего партнера в Румынии, где он начинал работу 20 лет назад в условиях бюрократии. По его мнению, на решение этой проблемы должно было уйти 20 лет. Все вокруг возражали: считали, что это займет больше времени. Тогда он сказал, что нужно 25 лет. Он ошибся в количестве лет, но был прав в том, что касается продолжительности этого процесса. Чтобы искоренить бюрократию, нужен большой промежуток времени. Проблема в том, что никто не хочет сдавать позиции, ведь это их работа.

Свою страну надо рассматривать как компанию: нанимать людей, принимать решения и выполнять их. Это не так легко. У нас, американцев, есть Обама, который хочет что-то изменить. Это сложно, и уйдет много времени, чтобы согласовать все с конгрессом, бизнес-сферой, интересами людей. И то, не думайте, что все изменится.

Один известный бизнесмен сказал прекрасные слова: «Стратегия — это исполнение». У вас может быть превосходная стратегия, но если она не будет реализовываться, это приведет к распаду. Думаю, для забюрократизованных стран, не сведущих в финансовых интересах, это большая проблема.

В: Привлекательна ли Беларусь как бренд для работы компании Trout&Partners?
О: Трудно ответить на этот вопрос. Беларусь неизвестна на Западе. По сути, она — чистый лист, на котором нужно написать: что это такое, почему здесь хорошо, чем Беларусь отличается от других стран, какие есть выгоды для ведения бизнеса и т.д. И это очень большая работа.

В: Вы бы согласились поработать над имиджем нашей страны?
О: О, да! Я бы согласился.

В: С чего бы вы начали свою работу?
О: В первую очередь, нужно определить, что продавать и что из этого интересно туристам (мы сейчас говорим о туризме). Это нелегко.
Я продвигал Новую Зеландию. У них есть два красивейших острова в мире, где природа уникальна. Вот то, что они могут продавать, — красивые пейзажи. Вы были в Новой Зеландии?

В: К сожалению, нет.
О: Хорошо (смеется). Все зависит от страны. В Англии надо продвигать историю: короли, королевы, замки. В Италии — все, что связано с античностью: Рим, искусство. В Испании находится «берег берегов» — самое лучшее побережье во всем Средиземноморье. В Санкт-Петербурге много интересных исторических мест. Вот Москва уже менее привлекательна для туристов с исторической точки зрения. Что есть в Беларуси — еще нужно понять.

В: И сколько вам понадобится для этого времени?
О: Несколько дней. Этого достаточно, чтобы стало ясно, что заинтересует туриста.

В: Правда ли, что одна из целей вашего визита в Беларусь — разговор с представителями власти по поводу возможного участия компании Trout&Partners в формировании имиджа нашей страны?
О: Нет. Только образовательные цели. Я здесь, чтобы рассказать что-то новое о маркетинге и мировом рынке людям, которым это интересно.
Мне звонили из Министерства экономики. Спрашивали, смогу ли я с ними встретиться во время моей поездки в Минск. Но ничего конкретного не сказали и больше не звонили.

За помощь в организации интервью благодарим Евгения Бурого, управляющего партнера рейтингового агентства «Седьмой сантиметр».

Оставить комментарий