Лизинговый буксир для машиностроения

Отечественное машиностроение, получившее от кризиса самый ощутимый удар, выводить из комы правительство намерено созданием Белорусской лизинговой компании. Как заявила журналистам заместитель министра экономики Татьяна Старченко, сейчас ключевая задача для предприятий — расширение географии продаж.

О том, что государство планирует более широко использовать лизинговые схемы для реализации продукции белорусских производителей на экспорт, стало известно еще в мае. Тогда в Администрацию президента были внесены проекты двух указов, касающихся лизинговой деятельности. Одним указом предполагалось предоставить лизинговым компаниям право заниматься экспортным лизингом. Другим документом оговаривались условия создания и функционирования Белорусской лизинговой компании. По информации «Белорусских новостей», планируемый объем инвестиций в капитал компании — около 400 млрд белорусских рублей. Предполагается, что компания, которую планируется создать на базе ОАО «Пром­агролизинг», будет помогать предприятиям машиностроительной отрасли продавать продукцию за рубеж на льготных для покупателей условиях, а также финансировать поставки импортного оборудования и технологий для белорусских предприятий.

«Практика, когда государство предоставлением преференций, льготных кредитов, созданием лизинговых компаний стимулирует сбыт продукции собственных производителей, не нова и характерна для условий кризиса. Все страны идут этим путем. Например, в России созданы десятки крупных лизинговых компаний с фондами в несколько миллиардов долларов для поддержки тех или иных отраслей экономики», — поясняет председатель Белорусского союза лизингодателей Александр Цыбулько.

Белорусскому машиностроению сейчас любая форма поддерж­ки — как глоток свежего воздуха. За 7 месяцев этого года объем промышленного производства в Беларуси снизился на 3,9%. При этом наибольшее падение объемов производства по отношению к аналогичному периоду прошлого года произошло в машиностроении и металлообработке — на 22,7%.

По данным Белстата, за январь-июль этого года по отношению к аналогичному периоду прошлого года производство грузовых автомобилей сократилось на 52,3%, автобусов — на 32,1%, тракторов — на 35,9%, автомобильных прицепов и полуприцепов — на 39,3%.

Еще в июле первый вице-премьер Владимир Семашко на заседании президиума Совмина отмечал, что в этом году для предприятий Мин­прома характерно падение объемов производства и критическое нарастание запасов готовой продукции. Основной причиной такого положения он назвал неудачную работу валообразующих предприятий — Минского автозавода и Минского тракторного завода, значительно снизивших поставки продукции, прежде всего в Россию.

По словам В.Семашко, если в 2008 году МАЗ продал в РФ 12 тысяч грузовых автомобилей, то в первом полугодии этого года только 786 и планирует выйти по итогам года на показатель около 3 тысяч машин. Что касается МТЗ, то в прошлом году предприятие продало на российском рынке 25,9 тысячи тракторов, за первое полугодие этого — чуть более 6 тысяч штук. Реальная цифра на конец года — около 11 тысяч.

В этой связи создание лизинговой компании рассматривается как эффективная антикризисная мера по увеличению экспорта продукции машиностроения. Особенно учитывая сложности переговоров с российской стороной о введении для российских покупателей преференций для закупки белорусской техники.
Беларуси так и не удалось решить вопрос о возможности получения российскими покупателями белорусской техники через «Россельхозбанк» льготных кредитов, которые субсидирует правительство РФ. Этот вопрос закрыт. Теперь стороны ведут переговоры со «Сбербанком» о предоставлении российским покупателям белорусской техники льготных кредитов с обслуживанием 2/3 ставок за счет белорусского бюджета.

Появление Белорусской лизинговой компании заметно ускорило бы процесс предоставления кредитных преференций для российских покупателей. Однако проект указа о создании компании по-прежнему находится на согласовании. И, как поясняют специалисты, пока не ясно, каким будет окончательный вариант проекта и каким образом будет функционировать лизинговая компания.

По словам заместителя генерального директора ОАО «Промагролизинг» Натальи Копаневой, «сейчас обсуждаются вопросы налогообложения, лизинговой деятельности. Есть ряд тесно взаимосвязанных документов. В зависимости от их принятия и будут реализовываться те или иные механизмы продвижения белорусской продукции на экспорт с помощью лизинга».

Оставить комментарий