Невеста любой ценой

Режиссер Валентина Еренькова, отметившая недавно юбилей, представила под занавес сезона на сцене Национального академического драматического театра им. М.Горького премьеру спектакля «Я твоя невеста» по одноименной пьесе классика российской прозы Виктора Астафьева. Пожалуй, одного из самых пронзительных и правдивых авторов, писавших о Великой отечественной войне.

Мир произведений Астафьева, как правило, достаточно замкнут и носит камерный характер. Тем не менее, самые светлые чувства, несмотря ни на что, пробивающиеся сквозь ужасы войны и человеческого рока, у Астафьева, автора трагической пасторали «Пастух и пастушка», звучат почти всегда мощно, по-шекспировски, даруя нам смертным, надежду и успокоение.

Валентина Еренькова уже работала с материалом пьесы в Могилевском областном драматическом театре, где поставила по нему спектакль. Поэтому наверняка представляла — от чего хотела бы избавиться в нынешней постановке, что усилить, что заретушировать. Нынешняя версия интересна тем, что снова, как и в случае с предыдущей постановкой Валентины Григорьевны «Женихи» по Гоголю, выводит на сцену молодых артистов. В спектакле «Я твоя невеста» солируют Елена Стеценко, Инна Савенкова, дебютант Андрей Сенькин. Елену Стеценко завсегдатаи театра наверняка запомнили по постановке «Каштанка» Алексея Лелявского, где она в полной мере проявила эксцентричные стороны своей актерской игры. Стеценко вообще можно назвать актрисой из команды Ереньковой, если вспомнить ее роль в давнишнем спектакле «Чудаки», где она осваивала сложный мир драматургии Максима Горького еще студенткой. Актриса Инна Савенкова также блеснула в классике, воплотив в этом сезоне образ Агафьи Тихоновны. В общем, как-то так получилось, что именно молодое поколение актеров Русского театра все уверенней заявляет о себе. Если прибавить к этому пусть и не совсем яркие, но, по крайней мере, систематические роли в кино, вполне возможно, что через пару лет мы получим крепкий и узнаваемый широким зрителем актерский костяк труппы.

«Я твоя невеста» — это еще один плюс в общую копилку. Конечно, в спектакле есть свои огрехи. Может быть, он чересчур сконцентрирован на изобразительной стороне происходящего и забывает о внутреннем наполнении. Здесь романтические костюмы и декорации — почти тот прежний, как его именовали критики, «синтетический» театр Валентины Ереньковой и неустанное желание молодых актеров непременно сыграть так, чтобы тебя запомнили, поэтому играют они громко и выразительно. Некоторой хорошей доверительности, интимности в рисунке ролей все же недостает. Хотя сам жанр спектакля, который его создатели определили как «баллада о влюбленных», ее подразумевает. Как ни пытаются актеры уверить нас, что перед нами простой русский солдат Миша Ерофеев и сосредоточенная медсестра Лида из того прежнего времени, видишь перед собой все же вполне молодых и современных людей, которые имеют какое-то свое представление о том, как надо играть характеры из военной драмы. Не сказать, что оно приблизительное, нет, актеры усердно доказывают, что тонко чувствуют своих персонажей, однако некоторая наивность в таком прочтении ощутимо присутствует.

Для такого эстета, как Валентина Еренькова, материал Астафьева — лишь повод для того, чтобы снова дать волю и простор своему эстетическому чувству. В таком головокружительном празднике красок как-то забываешь о первоначальной задаче — для чего, собственно, на сцене театра появился такой спектакль, какую функцию несет он в себе. Стоит ли экспериментировать в русле давно отработанной ретро-стилистики, пытаясь выдавить из нее еще хоть каплю зрелищности, каждый режиссер решает для себя сам. Валентина Еренькова решила, что стоит потому и по-прежнему интересна публике Русского театра, которая годами с благодарностью принимает бесконечно толерантные и политкорректные спектакли репертуара. Что ж, в потемках зрительного зала такой театр вполне можно принять за стиль.

Оставить комментарий