Ужин в четыре руки

Национальный академический театр им. Я. Купалы завершает сезон на комедийной ноте: весь июль на сцене театра премьерные показы знаменитой комедии французского драматурга и режиссера Франсиса Вебера «Ужин с придурком» в постановке художественного руководителя театра Николая Пинигина.

С Вебером у нашего зрителя доверительные, почти семейные отношения еще с 80-х гг. прошлого века. Этот чудак, фантазер и циник, перебравшийся в Голливуд, когда-то подарил нам замечательные истории про простых, но искренних людей, способных на самые неожиданные благородные поступки. «Игрушка», «Папаши», «Беглецы», «Невезучие» с эксцентричным тандемом Пьера Ришара и Жерара Депардье — не только вошли в «золотой фонд» обязательного семейного просмотра для каждой советской семьи, но и получили хороший прокат по всей Европе. Сейчас на все эти истории уже сняты американские ремейки, а французская комедия по-прежнему использует когда-то найденные Вебером приемы.

«Ужин с придурком» — поздняя и, может быть, не лучшая вещь драматурга. Комедия положений — вообще скользкий жанр, можно легко скатиться, если не в пошлость, то в надуманность. Когда-то Пинигин уже ставил эту пьесу в «Никола-театре», потому и материал, и возможности драматургического потенциала ему хорошо известны. Режиссер не стал рисковать и с актерами, пригласив все тех же — Виктора Манаева и Сергея Журавля на главные роли. Второстепенные роли исполнили купаловские звезды — Зоя Белохвостик, Арнольд Помазан, Геннадий Малявский, Олег Гарбуз, Екатерина Яворская. Актерский ансамбль сколочен со знанием дела, но для тех, кто помнит спектакль шестилетней давности, сюрпризов в спектакле ждать не приходится. Манаев и Журавель подробно воссоздают интригу и ситуации с одной единственной целью — рассмешить зрителя, и, надо признать, что это им опять удалось. Зритель от новой премьеры Купаловского театра в восторге.

У Пинигина получился такой экономичный вариант буржуазного театра, который давно стал нормой в Москве и Петербурге. Буржуазного театра под теплой крышей стационарного храма Мельпомены. Режиссер надеется, что спектакль соберет неплохую кассу, для этого у него есть все задатки. Он хочет понравиться зрителю, и в этой войне за кассу все средства хороши: и гротеск, и пошлость, и откровенная клоунада. Сергей Журавель в роли издателя Брошана излучает довольство собой и жизнью. Окружающие для него — лишь средство, с помощью которого можно добиться цели — выгодного контракта с тем или иным писателем, новую картину себе в коллекцию, где хранятся только оригиналы и никак не копии. Появление в его жизни Франсуа Пиньона ничего, кроме улыбки, не вызывает. Пиньон нужен ему лишь для очередного циничного розыгрыша. Но неожиданно ситуация выходит из-под контроля, постепенно Брошан попадает в зависимость от этого неудачника, для того, чтобы извлечь глубокий нравственный урок. Виктор Манаев играет Пиньона как глубоко несчастного закомплексованного человека, которого к тому же еще бросила жена.

Единственная радость в его жизни — это модели мостов из спичек, которые он клеит на досуге, мечтая выпустить их когда-нибудь отдельным альбомом.
Легкомысленная комедия в репертуаре театра — приятный десерт для светского вечера, но не более. Хочется надеяться, что театр все-таки продолжит после этого поиски и в другом направлении — серьезной национальной драматургии. Николай Пинигин уже обещал в будущем разговор о менталитете, философии и идентификации нации на основе произведений Адама Мицкевича, Василя Быкова, Францишка Богушевича. Выдержат ли они конкуренцию с французским комедиографом, к которому так благоволит белорусский зритель, вовсе не ждущий серьезной беседы, покажет время.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о