ПРАВОВЕД с Натальей Костко #31

Здравствуйте, уважаемые читатели! Кризис кризисом, а бытовые проблемы как были нашими верными спутниками, так ими и останутся. Рубрика «Правовед», мы надеемся, поможет найти ответы хотя бы на некоторые наболевшие вопросы.


Гарантии где-то рядом

К большому удивлению, в сети нигде не смогла найти ответ на вопрос: существует ли гарантийный срок на оказание такой бытовой услуги, как ремонт одежды? И существует ли гарантийный срок на предлагаемую ателье фурнитуру и материалы? Если да, то какой? И где в законодательстве это зафиксировано?

Ситуация такая. Мы как ателье только оказываем услугу. Фурнитуру мы не продаем (придя к нам, вы может принести свои пуговички/молнии/заклепки, но не можете купить их у нас). Гарантия на нашу работу есть (разорвались швы, кривая строчка, плохо отремонтировано и т.п.), но фурнитуру мы не производим, и, когда мы покупаем ее в магазине, нам никто не дает никакой гарантии, как тогда мы можем клиенту гарантировать? Забирая отремонтированную вещь, клиент проверяет работоспособность молний и тп. А потом через неделю приходит и говорит, что в молнии зубцы вырвались. Как определить, кто виноват (клиент, дернувший и оторвавший, или завод-производитель)? Откуда брать эти сроки гарантии?

Я ничего конкретного не нашла. Две ситуации:
1. Это просто не установлено законодатель­ством. А если не установлено, значит, гарантию давать не надо, пока не вышло закона?
2. Либо это где-то есть, но найти я просто не смогла.
P.S.: При покупке обуви в любом обувном магазине при выставлении гарантии уточняется, что гарантии на фурнитуру нет.
Заранее спасибо.
Яна, г. Минск.

Прежде всего, без гарантийного срока вы не обойдетесь. Это требование Закона «О защите прав потребителей» (ст. 13). Так, изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (результата работы) длительного пользования.
Аналогичное требование содержится и в Правилах бытового обслуживания потребителей, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590: «Если на оказанную бытовую услугу установлен гарантийный срок, исполнитель обязан выдать по­требителю гарантийный талон, в котором должны быть указаны дата приемки и продолжительность гарантийного срока. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня приемки».

Точно такие же гарантии предоставляет и продавец, у которого вы приобретаете фурнитуру.
Поэтому в случае конфликтной ситуации вы проводите экспертизу и доказываете, что клиент неправильно пользовался той же молнией, или предъявляете регрессные претензии продавцу фурнитуры.

Задели за живое

Мне не понравилось обслуживание в ресторане. В просьбе принести книгу жалоб и предложений мне было отказано. Насколько я понимаю, книга жалоб должна предоставляться клиенту по первому требованию. Подскажите, пожалуйста, что делать, если отказывают в предоставлении книги жалоб и предложений? Куда мне можно сейчас обратиться, чтобы плохое обслуживание и непредоставление книги жалоб не стало нормой для этого заведения?
Ирина, г. Минск.

Очень странно, что остались еще заведения, где сотрудники могут позволить себе такое поведение. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 «О совершенствовании работы с населением» (пп. 2.5) организация (уполномоченное лицо, ответственное за ведение книги), индивидуальный предприниматель обязаны вести книгу в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ или оказания услуг. Эта книга должна быть предъявлена по первому требованию гражданина.
Граждане также имеют право знакомиться с материалами проверки, использованными при рассмотрении их замечаний и предложений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны, а также обжаловать в установленном порядке отказ в предоставлении книги, а также в рассмотрении по существу изложенных в книге замечаний и предложений в вышестоящие организации и (или) в суд, а в отношении индивидуального предпринимателя — в орган, его зарегистрировавший, и (или) в суд.

Вышестоящие организации обязаны контролировать соблюдение требований настоящего Декрета подчиненными (подведом­ственными) организациями и принимать в установленном порядке меры по устранению выявленных нарушений.
Контролирующие органы, органы прокуратуры, лицензирующие органы, органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением технических регламентов, обязаны при проведении проверок (ревизий) деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей проверять соблюдение требований настоящего Декрета.

Несоблюдение руководителем организации или уполномоченным лицом, ответ­ственным за ведение книги, либо индивидуальным предпринимателем требований настоящего Декрета влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

Нет сделки — нет претензий

Я случайно разбил в магазине электрическую лампочку. Заставили заплатить. Правильно ли это? И вообще, обязан ли потребитель заплатить стоимость товара, разбитого по неосторожности в магазине, до момента его приобретения?
Сергей, г. Минск.

Согласно статье 429 Гражданского кодекса Республики Беларусь, риск случайной гибели или случайного повреждения товара (если иное не предусмотрено договором купли-продажи) переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законодательством или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора, если иное не предусмотрено таким договором.
Условие договора о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента сдачи товара первому перевозчику, по требованию покупателя может быть признано судом недействительным, если в момент заключения договора продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю.

Это уж слишком!

Сдавала в ремонт практически новые туфли: надела всего пару раз. Мастер у себя пометила степень износа обуви в 30%. Но ведь это не так! Есть ли какие-то нормы в этой области?
Ольга, г. Борисов.

Сотрудники мастерских с данном случае опираются на положения Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 575-99 «Бытовое обслуживание. Обувь отремонтированная». При приеме заказов на ремонт обуви процент ее износа определяется по наибольшему дефекту и варьируется от 30 до 80 процентов. При износе набоек, незначительном износе подошв, требующем постановки профилактических подметок, первичном повреждении застежки-молнии (при отсутствии на верхе обуви трещин, царапин) износ устанавливается в размере 30 процентов. При отставании подошв и каблуков, износе подошв, требующих постановки подметок, — 50 процентов. При износе каблуков, переломе супинаторов, износе подошв, требующих их замены, порыве верха, требующем постановки заплат, — 60 процентов. При износе деталей верха и низа обуви, требующем полной перетяжки обуви с заменой всех деталей низа, износе верха, требующем его замены, — 80 процентов.

Оставить комментарий