Билли Новик: «Джаз — это то, что делаем мы»

Билли Новик — лирик питерских окраин, сказочник городских легенд с безразмерной тоской и щетинистой иронией, прожженный джазмен, который синтезирует джаз в форму, доступную неискушенному слушателю. Билли от лица Billy's Band рассказывает о том, что такое «Осенний алкоджаз», появившийся этой весной.

Людмила Погодина, С.-Петербург

Вопрос: Какая связь между алкоджазом и алкоголем?
Ответ: Это дело каждого — выпивать или не выпивать на наших концертах. Я и сам был недавно на концерте Deep Purple — перед этим мы с Рыжиком зашли в магазин, взяли бутылочку и быстренько выпили ее у входа (улыбается). Это не условие, и тем более — не обязательное условие. Да, новый альбом называется «Осенний алкоджаз», но если на магазине с алкоголем написано «алкоголь» — это же не значит, что нужно обязательно войти, купить и выпить.

В: Если ты слушаешь стиль «алкоджаз» и альбом, который называется «Алкоджаз»…
О: Если при этом тебе захотелось выпить, тогда такие альбомы надо уничтожать (посмеивается). Все. Но есть еще терапевтические дозы, как у снотворных таблеток. При этом если их сожрать целую упаковку, тоже можно откинуть копыта и превратиться в человека, не способного управлять сложными механизмами. Но вопрос меры в данном случае, к сожалению, остается на совести слушателя.

В: В музыке Billy’s Band, кроме джаза и блюза, откровенно зазвучал рок. Откуда он такой взялся?
О: Рок — это еще одна ветка, которая вылезла из пня под названием Billy's Band, но пень и ныне там. Это всего лишь шаг дружеского понимания и сопереживания к нашему бедному гитаристу Рыжику, которого злой Бибоня (тот же Билли, но ласково) мучил уже восемь лет своим дурацким джазом! Однажды я увидел в его глазах такую тоску, что подумал: если музыкант всю жизнь будет заниматься не тем, что ему нравится, то он может спиться или покончить жизнь самоубий­ством. В лучшем случае — уйти из группы. Поэтому, учитывая то, что мы с Рыжиком давно знакомы, мы уже проверенные друзья, я подумал — а что мне стоит, собственно? Хватит того, что я уже большинство своих амбиций, планов и мечт осуществил. В частности, после выпуска альбома «Осенний алкоджаз» я вообще заметно подобрел (смеется).

В: Что же теперь осталось от Тома Уэйтса в музыке Billy's Band?
О: Осталось все то же. Том Уэйтс для меня — по-прежнему основная путеводная звезда на музыкальном небосклоне. Если бы я его встретил, то предложил бы ему себя в качестве официального наследника его идеи, чтобы официально развивать ее. Я представил бы на анализ несколько своих альбомов, он бы послушал и сказал — годен или не годен. Упустить такой шанс нельзя, пусть он кому-то и покажется высосанным из пальца. Но мне кажется, быть Официальным наследником творческих идей Тома Уэйтса — это звучит гордо. Для меня это такой дериват «Народного артиста России». Я подумал, что «Народный артист России», конечно, хорошо звучит и гонорары будут выше, но это не круто! Круто быть Официальным наследником творческих идей Тома Уэйтса. Но я пока только кандидат.

В: Что ты сделал, чтобы приблизить этот момент?
О: Я ничего не сделал. Я — лузер: сижу в подвале, грущу и сочиняю грустные песни.

В: Что собой представляет «Осенний алкоджаз»?
О: С одной стороны, альбом «Осенний алкоджаз» — это «мечта идиота», которая находится в фазе «сбылась». С другой стороны, в этом продукте, несмотря на всю его нафталиновость и традиционность — свинг и доступный песенный джаз, есть абсолютная уникальность, учитывая специфику российского музыкального рынка. Это единственный альбом песенного русскоязычного джаза, который записан вживую, на настоящих инструментах, а не так, как сейчас многое делается с использованием электроники и сэмплов. И я не знаю ни одной группы, которая бы пела такую музыку со своим авторским материалом. Может быть, существует куча таких людей, но я имею право не знать об этом.

В: Эта программа тоже будет звучать в театре?
О: Это исключительно клубная программа, которая подразумевает не театр, а эстетику, атмосферу и решение в сугубо свинговом ключе. По сути дела, это стилизация. Естественно, в проект могут привлекаться разные музыканты — это творческая лаборатория по реанимации хорошего свинга. Дело в том, что есть много людей, которые говорят, что они очень любят джаз, но при этом они никогда в жизни его не слушают. Но говорят, что любят, потому что они все надеются услышать какой-то такой джаз, который им понравится. А попадается то академическая математика, от которой ухо в трубочку сворачивается у неподготовленного слушателя, то начинается попса с претензией на джаз, то это джаз-рок, который на самом деле фанк с приглашенными джазовыми солирующими музыкантами. Конечно, положа руку на сердце, и то, что мы делаем, настоящим джазом не назовешь. В общем, это музыка таких влюбленных хулиганов, которые решили играть джаз. Но не блатняк! А джаз все-таки. Во дворе.

В: Питерский джаз?
О: Я слишком субъективен, поэтому не вижу в нем ничего питерского, кроме названий нескольких песен. Если вместо «Купчино» подставить «Выхино», то это будет московский джаз с окраин. Будет-будет. Ты уже была в «Выхино»? Или «Бутово», тебе нравится Бутово? Или «Марьино». «Ма-арьино»… прям хочется поехать.

В: Марьино — это уже не джаз.
О: Купчино — тоже не джаз. Что такое джаз?

В: Кстати, что такое джаз?
О: Джаз — это то, что делаем мы! То же самое, что с модой: «Вы думаете, кто-то там делает моду? Мы делаем моду! Мы!» Вот здесь напиши в скобках «глупо смеется».

Оставить комментарий