ПЛАТИ МНОГО, ЖДИ ДОЛГО

Белорусские чиновники прошлись предпринимательскими тропами из Турции в Беларусь. Это был эксперимент, специально проведенный для получения ответа на вопрос: смогут ли белорусские ипэшники с 1 января работать в новых условиях? Напомним, что с нового года прекращает действовать льгота, позволяющая предпринимателям ввозить в республику из России товары из третьих стран без таможенного оформления и обложения таможенной пошлиной.

Правительство таким образом решило создать равные условия для всех субъектов хозяйствования. Только вот эксперимент показал, что многие предприниматели не «потянут» свой бизнес.

– Когда я слышу о равных условиях хозяйствования, возникает ощущение, что чиновники просто этим прикрываются, – считает предприниматель Екатерина ЧИЖИК, главный участник эксперимента, попробовавшая всю законодательную «кашу» по доставке товара (текстиль) в Беларусь из Турции. – Я ничего не имею против крупного бизнеса. Мы все в одной упряжке. Но насколько эти равные условия подъемны для юрлиц и предпринимателей? Окунулся в это море и плыви как хочешь. Если бы я самостоятельно заказала фуру для доставки своего товара, это обошлось бы мне в 5-6 тысяч долларов. Но даже став участником сборного груза (вместе с другими бизнесменами), я заплатила 3 млн 600 тыс рублей. Жизнь показывает, что условия не могут быть равными. Юрлица имеют возможность набирать персонал, у них другие обороты, расчеты, они могут работать с большими кредитами.

– Чиновники в ответ на такие упреки посоветуют тоже стать юрлицом.
– Многие ИП не смогут развиться до юрлица. Как это сделать, например, при отсутствии залога и возможности взять большие кредитные средства под залог? Есть банки, которые дают кредит под залог товара. Но 10 тысяч долларов – этого мало. Я с такими деньгами не смогу развиться до уровня юрлица.

– Кстати, сколько денег в общем «съели» доставка товара и прохождение и оформление таможенных процедур?
– На закупку товара я потратила чуть больше 17 млн рублей. На его доставку и оформление ушли еще 17 млн рублей. То есть, по сути, стоимость товара возросла на 100%. Это парадокс. Получается, что я, ввозя товар на сумму в 17 млн рублей и еще не успев пустить его в реализацию, должна иметь в «загашнике» еще 17 млн рублей. И пока я их не уплачу, продукция будет лежать мертвым грузом. Причем это затраты без учета выплаченных налогов и платы за аренду торговых площадей. Приплюсуйте сюда еще и эти расходы. А ведь надо, чтобы продукция оказалась рентабельной. В таких условиях работать сложно. Уверена, что далеко не все на это согласятся. Кто-то попросту свернет бизнес, кто-то начнет использовать серые схемы.

– Как много времени занимает путь от доставки товара до момента его отправки в реализацию?
– Процедура очень сложная, потому что хлопотная. Растаможка товара проходит один, максимум два дня. Оформи декларацию, заплати деньги и забирай товар. Зато подготовка к этому процессу растягивается минимум на две недели. Для предпринимателей без наемных лиц это неимоверно долго. И если с равенством условий по стоимости затратной части еще можно согласиться, то временные затраты должны быть упрощены значительно. Это отражается на кошельке предпринимателя, который не может неделями сидеть и ждать возможности пустить товар в реализацию.

– Есть варианты, как это сделать?
– Нужно ввести новую схему растаможки: экспресс-метод или растаможка по весу. Таможенники утверждают, что сегодня это невозможно. Но ведь как-то устанавливаются таможенные пошлины для групп товаров. Проведите анализ и установите планку, чтобы предприниматели знали, сколько денег за килограмм той или иной группы товара они должны будут заплатить. И чтобы предприниматель знал, что если он привезет 10 кожаных курток, то ему не придется растамаживать их две недели. Заплатил деньги, быстро растаможил и пустил в реализацию. Выручил деньги, опять закупил товар, опять быстро растаможил и т.д. То есть хочешь ускорить процесс – плати деньги. Хочешь снизить расходы – растамаживай товар по старой системе. Это выйдет дешевле, но дольше. Ну а вообще, конечно, действующие до нового года преференции стоило бы продлить хотя бы еще на 2 года. Сегодня в условиях экономического кризиса, когда у партнеров цены выросли, когда падает потребительский спрос, несмотря на приближение нового года, надо дать возможность предпринимателям спастись, а не загубить их.

Оставить комментарий