НАВЕРСТЫВАЯ УПУЩЕННОЕ

Многие покупатели, когда видят на прилавках магазинов заграничные замороженные овощи или квашеную капусту, вполне искренне недоумевают. Неужели эти вполне, казалось бы, белорусские продукты нельзя научиться перерабатывать и по-современному расфасовывать у нас? Клубнику, чернику, морковь или зеленый горошек никак нельзя отнести к запредельной экзотике, которую обязательно надо везти из-за трех морей с соответствующими ценовыми накрутками.

Между тем, похоже, что скоро на потребительском рынке страны должен произойти некий прорыв. Во всяком случае Белкоопсоюз заявляет о начале выпуска целого спектра импортозамещающих продуктов, которых так заждались отечественная розница и население.

МАГАЗИНЫ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ЧЕРНИКОЙ

О масштабах набирающей обороты деятельности можно судить по следующим цифрам. Как сообщил заместитель председателя правления Белкоопсоюза Иван МАКОВСКИЙ, в этом году предприятиями системы выпущено 23,1 млн условных банок (далее – у.б.) плодоовощных консервов, при этом импортозамещающими оказались 18,4 млн у.б. Сегодня уже четыре предприятия потребкооперации освоили шоковую заморозку ягод и их фасовку в мелкую потребительскую тару (0,5 кг и 1 кг). Из них два работают с ягодами всего спектра – черника, вишня, слива, смородина и т.д. Например, в нынешнем году заработало современное производство в Глуске, где установлен тоннель шоковой заморозки с холодильником на 500 тонн и линия по фасовке аппетитных ягод. Скоро ли появятся все эти дары лесов в магазинах? Тут долго гадать не надо: на прошедшей недавно выставке «Продэкспо» торговые предприятия страны очень активно заключали договоры на поставки этой продукции.

Кроме того, скоро в продаже должны появиться и белорусские натуральные квашенья и соленья, произведенные по передовой венгерской технологии. В Поставском райпо Витебского облпотребсоюза недавно создано новое производство как раз по этому ассортименту, поскольку такие продукты неизменно пользуются огромным успехом у населения. Соленые огурцы, томаты, квашеная капуста, моченые яблоки, различные салаты – все это теперь будут упаковывать в потребительскую тару (полиэтиленовые ведерки разной емкости, пластиковые мешки). В следующем году подобную работу потребкооперация намерена продолжить, чтобы значительно увеличить количество таких предприятий и полностью избавиться от импортных аналогов на торговых прилавках.

НАТУРАЛЬНЫЕ НА 100%

Продажу соков тоже предписано вывести на качественно новый уровень. Их производством сейчас занимаются 12 консервных предприятий системы, которые переработали 20 тыс. тонн плодово-ягодного сырья. С начала года ими произведено 12,4 млн у.б. плодовоовощных соков, ассортимент которых превышает 70 наименований. Например, томатных соков выпущено 1,1 млн у.б., плодово-ягодных – 11 млн у.б.

Например, в том же Поставском райпо в этом году создано единственное в Беларуси предприятие с австрийской технологической линией по прямому отжиму соков из ягод и яблок. Их главным козырем можно считать натуральный состав и отсутствие консервантов, красителей, сахара. Срок их реализации – полгода. Торговые предприятия также сейчас с большим энтузиазмом занялись заключением договоров на поставку этого продукта. В следующем году количество подобных линий планируется увеличить, чтобы начать продавать в белорусских магазинах не восстановленные, а полностью натуральные соки. Всего намечено установить не менее 10 линий по их производству.

Еще одно новое важное направление – выпуск концентрированных соков. Сегодня в стране достаточно предприятий, чтобы обеспечить на 100% потребности промышленности. Но производители почему-то закупают концентрированный яблочный сок за пределами страны. Потребкооперация собирается закрыть эту рыночную нишу, установив в следующем году 5 таких линий – по одной в каждой области. Причем это касается не только яблок – начнут выпускать клубничный, смородиновый, черничный, голубичный и другие концентраты.

ПОВИДЛО И ДЖЕМ ПОЛЕЗНЫ ВСЕМ

Кстати, в нынешнем году была разработана целая программа производства консервированной плодоовощной продукции потребкооперации на 2008-2010 годы. Согласно ее положениям, запланирована реконструкция и техническая модернизация всех консервных предприятий системы с объемом капвложений 90 млрд руб. Определена стратегия каждого завода, сроки ввода нового оборудования, планы по сокам из местных видов сырья. Новая концепция предполагает освоение производства соков не¬осветленных и с мякотью, нектаров, сокосодержащих напитков, соков восстановленных, чаев, морсов с дальнейшей фасовкой в современные виды стеклотары – стеклобутылку «твист офф» и ПЭТ.

Среди перспективных направлений следует отметить и выпуск консервированного пюре с дальнейшей фасовкой в мешки, продукции с высоким содержанием сухих веществ (варенья, джемы, повидло, пасты, желе, маринады, натуральные консервы, соусы, кетчупы и т. д.). Эта программа уже одобрена Совмином РБ и в этом году на ее реализацию направлено более 20 млрд руб. В материалах Комитета гос¬контроля РБ отмечалось, что в нашу страну сейчас завозится картофель фри замороженный, который, оказывается, у нас вообще не производится. Чтобы исправить эту неприглядную ситуацию, в первом квартале 2009 года Белкоопсоюз откроет два новых производства – в Глуске и Иваново. Там будут работать линии по производству замороженных овощей и, главное, картофеля. Сегодня спрос на такие овощные смеси достаточно высокий, особенно среди предприятий общепита. Пора отечественному производителю занять и эту перспективную нишу.

ДОЛГИЙ ПУТЬ К ПРИЛАВКУ

Удастся ли с помощью всех этих мер уйти от импорта, который, кстати, нередко вырабатывается из экспортируемых белорусских сельхозпродуктов? Ведь между производителем и покупателем существует еще такое непростое звено, как розничная торговля. Не возникнут ли на этом участке проблемы?

– Не думаю, – отвечает на этот вопрос Иван Маковский. – Торговые предприятия, и мы это понимаем, не ждут нас. И позиция Белкоопсоюза заключается в том, что когда мы что-то производим, особенно новое, – то этот товар надо продвигать. Сегодня весь мир так работает. И наша торговля очень активно откликается, когда видит действительно новое, хорошее и качественное. Думаю, скоро эта продукция найдет место во всех магазинах. Идет нормальная работа, проблемы тут нет.

Кстати, у самой потребкооперации в Минске остался всего лишь один собственный магазин. Когда-то их насчитывалось 12, но в прошлом году такой возможности систему лишили столичные власти. Иначе бы торговых точек, где гарантированно можно обнаружить все упомянутые выше продуктовые новинки, в Минске было бы гораздо больше…

Оставить комментарий