И НЕ БОЛЬШЕ, И НЕ МЕНЬШЕ

Похоже, в начале нынешнего года состоялось предпоследнее столпотворение наших сограждан, обязанных декларировать в налоговых органах свои доходы. Недавно в Национальное собрание поступил законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О подоходном налоге с физических лиц”. Если Закон вскоре вступит в действие, в чем больших сомнений нет, то каждый источник выплаты дополнительного дохода граждан со следующего года будет удерживать для бюджета уже не 9, как сейчас, а 20 процентов суммы. После чего этот доход уже не нужно будет декларировать и платить еще один налог уже с совокупного дохода.

В принципе, это вправе делать каждый налогоплательщик еще с позапрошлого года. Не желая толкаться по переполненным мытарским конторам, я тоже написал заявления в бухгалтерии всех редакций, где печатаюсь, с просьбой высчитывать из моих авторских гонораров пятую часть в доход казны. Хотя калькулятор показывает, что если бы все же не поленился и потолкался, то в сумме заплатил бы налог на четверть меньший, чем тот, что высчитан с моих заработков в бухгалтериях. С другой стороны, сэкономленное время тоже стоит денег. Да и сконцентрированный в общую сумму налог с совокупного дохода выплатить одним махом труднее, чем в рассрочку на протяжении года, пусть и с процентами.

Но то, что было прежде доброй волей налогоплательщика, со вступлением в силу нового Закона станет обязательной нормой. При этом и ставки налога, и размер дохода, к которым они применяются, останутся на нынешнем уровне. И тот, для кого вычет пятой части дополнительного заработка слишком невыгоден, получит право платить по ставкам действующей сейчас пятиступенчатой прогрессивной шкалы, подав заявление в бухгалтерию. Именно он и пойдет с годовой декларацией о доходах в налоговую инспекцию.

Помимо тех, кто не имеет больших дополнительных доходов, с декларациями придется повозиться индивидуальным предпринимателям, а также тем, кто уменьшает свою налоговую базу за счет вычетов из нее. Новый законопроект в целом сохраняет действующий перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Единственное существенное различие в том, что предполагается льготировать суммы, полученные налогоплательщиком при отчуждении недвижимости только тогда, когда эта недвижимость принадлежит плательщику не менее пяти лет.

Сохраняя почти в прежнем виде льготы и доходы, которые не облагаются налогами, новый законопроект, в отличие от действующего Закона, четко систематизирует все вычеты, определяет порядок применения каждого из них отдельной статьей. Это куда более понятный документ для любого налогоплательщика. Доступно расписаны стандартные вычеты, которые исчисляются в базовых величинах, – на детей и иждивенцев, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, ликвидаторов чернобыльской катастрофы и прочих категорий льготников. Предусмотрены социальные вычеты, к которым прежде всего относятся расходы на обучение и образование самого налогоплательщика, а также членов его семьи. Оставлены в законопроекте и имущественные вычеты. Это затраты застройщиков или приобретателей льготного жилья, а также расходы, связанные с возмездным отчуждением имущества. Содержится и подробный список видов интеллектуальной деятельности, по которым предполагаются профессиональные вычеты. Они уменьшают налоговую базу на 20-40 процентов от полученных доходов.

По такой же схеме взимается подоходный налог и в России. Правда, есть существенная разница. У наших соседей и партнеров по Союзному государству единая ставка налога величиной в 13 процентов. В Беларуси же ставки устанавливаются в соответствии с прогрессивной пятиступенчатой шкалой в зависимости от годового дохода. Те, у кого он до 240 базовых величин, “отстегивают” в казну 9 процентов заработка, а у кого больше – 15, 20, 25 и даже 30 процентов. Возможность ежемесячной уплаты с дополнительных заработков подоходного налога по 20-процентной ставке выгодна как раз самым высокооплачиваемым категориям населения. В законопроекте содержится ряд особенностей определения налоговой базы по некоторым видам доходов. В частности, выделены доходы, полученные не только в виде экономической выгоды, но и в натуральной форме, а также по договорам страхования. Если, к примеру, фирма оплатит полностью или частично приобретенные ее сотрудниками товары или оказанные им коммунальные услуги, раскошелится на питание, отдых и образование своего персонала, то каждый работник, получивший таким образом прибыль, обязан будет поделиться ею с государством. Сохраняет законопроект необходимость уплаты налогов с сумм страховых взносов, внесенных за плательщика юридическими лицами или предпринимателями по договорам добровольных медицинского страхования или долгосрочного страхования дополнительных пенсий. По моему мнению, эту норму полезно было бы не сохранить, а убрать из действующего законодательства. Если, конечно, хотим в обозримом будущем иметь страховую медицину и накопительную пенсионную систему, как во всем цивилизованном мире.

Оставить комментарий