«ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО МУЗЫКАНТА»

Прежде чем вы, читатель, соберетесь посмотреть эту премьеру в ТЮЗе, я настоятельно рекомендую сделать две вещи. Во-первых, перечитать обязательно «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя. Во-вторых, обратить внимание на строчку в афише спектакля, расположенную под названием, – социальная клоунада. Именно слово «клоунада» является в этой фразе ключевым, и многое объясняет потенциальному зрителю, не привыкшему к боевой «коверной» раскраске и гротескным жестам классических драматических актеров.

Но ничего смешного в этой клоунаде нет. «Записки сумасшедшего музыканта» – трагедия. Трагедия маленького человека, раздавленного мощной индустриальной машиной. Именно так трактует повесть Гоголя Наталья Башева – режиссер-постановщик этого спектакля.

Когда-то и кем-то, не нами, а может, и нами, заведенный механизм перемалывает, счищает ненужную, даже вредную «шелуху» одаренности, неудобной нестандартности человека. Изготавливает из него послушного идиота, способного лишь воспринимать и беспрекословно исполнять команды. Такого, что живет и дышит механически, соблюдая примитивные правила – обезличенный, бесчувственный «винтик» общей конструкции-социума. Встал поутру, умылся, оделся, сходил на службу, пришел, поел, лег спать – каждый день, из года в год, веками – одно и то же. Есть от чего сойти с ума.

Скрипач Аксентий Иванович Поприщин, титулярный советник, жалкий человечек, еще в начале спектакля помнит о том, что он когда-то давно творил на сцене, музицировал, срывал аплодисменты и выходил на поклоны. Он жил в красоте искусства, в мире звуков, любви и признания. Возможно, ему было судьбой предначертано великое будущее. Но «гений и злодейство – две вещи несовместные». А именно злодейством, а не как-то иначе, нужно назвать то, что сделало из этого человека тупое равнодушие окружающих, которые поклоняются иным «богам», признают только связи, деньги, высокое положение в обществе. А тут под ногами мешается какой-то титулярный советник, ничтожное создание, ему перья Его превосходительству чинить велено, а он осмеливается о высоком думать. Скрипку, вишь, из пыльного комода достал, да еще в белоснежную фрачную пару вырядился. Музыку свою никак из головы не выбросит, срам какой! Сумасшедший, да и только. Точно клиника по нему плачет, иначе как можно осмелиться еще и на дочь директора департамента глаз положить? Любовь, неразделенная любовь окончательно лишила разума музыканта, то есть титулярного советника Поприщина: «…Все, что есть лучшего на свете, достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою – срывает у тебя камер-юнкер или генерал…»

Жесткая реальность подобна тискам, она стремится давить и поглощать людей, не способных приспособиться, – пока не наступит момент их вынужденного подчинения правилам социума. А Аксентий Иванович не смог подчиниться. Творческая душа, не забывшая музыку и поэзию, перевернула сознание человечка и сделала из него… испанского короля. Которого «депутаты» в белых халатах, соблюдая рыцарский обычай, посадили в «карету» и отвезли туда, где все обитатели ходят «по-испански» – с выбритыми черепами. Где им на головы льют холодную воду, награждают тумаками. «…А не попался ли я в руки к инквизиции, и тот, которого я принял за канцлера, не сам ли великий инквизитор…» – чиновник еще пишет свои записки, пишет, пишет…

Клоунада как жанр родилась в народе и всегда строилась на конфликте самоуверенного Белого клоуна и Рыжего – неловкого униформиста, нелепого, смешного, почти сумасшедшего. В классической клоунаде, как правило, побеждает Рыжий. А в тюзовской? Вышел ли победителем Поприщин? Ответ на этот вопрос может стать темой для дискуссии. Тех, кто придет в театр и посмотрит спектакль «Записки сумасшедшего музыканта». Если угодно мое мнение, то вот оно: безусловно, победил. Уже хотя бы тем, что заставил нас задуматься – а может быть, это не он сумасшедший? Может быть, нездорово общество, которое пожирает своих одаренных детей, не вписывающихся в стандартные каноны удобных граждан?

СПРАВКА «ЭН»

«Записки сумасшедшего музыканта» – социальная клоунада в 2-х действиях, на русском языке. От 16 лет. Продолжительность спектакля – 120 мин. В спектакле заняты ведущие актеры: В.Ницко, В.Ива¬нов, А.Килессо, Ю.Гри¬горенко, Н.Яковлева, Т.Федо¬рова, В роли Поприщина – Николай Леончик.
Ближайший спектакль состоится 12 декабря.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Дмитрий

Был на спектакле…. Тяжёлая атмосфера бездушного индустриального города….. Актёры играли потрясающе….проникновенно…
да и как продолжение-в зале школьники (мои ровестники) сидели…. их туда заставили учителя прийти,….вобщем равнодушие прешло со сцены в зал….

Однакож у некоторых осталось неизгладимое впечатление….действительно шокировал, пробудил вопрос спектакль….