Так чем же в стране посыпают дороги?

Ежегодно, когда приходят первые морозы, «неожиданно» выпадает снег. А автомобилисты начинают гадания на кофейной гуще: чем на этот раз дорожные службы будут бороться с гололедом? Для корреспондента «ЭН» этот вопрос не стоял так остро. Проехав из Минска в Брест и обратно по знаменитой «олимпийке» М-1, он убедился на собственном опыте: традиции не меняются, и трассу опять посыпают той же смесью песка и соли.

Так ли это на самом деле и почему? На эти и другие вопросы отвечает руководитель пресс-службы Департамента «Белавтодор» Минтранса Алексей ПЕКУН.

– Так все же чем посыпают наши дороги? Есть ли госстандарт?
– Основной противогололедный материал, который используется в стране для обработки покрытия дорог, – техническая соль (хлористый натрий) и ее смесь с песком. Применяемая соль – это галитовые отходы Солигорского калийного комбината.

– Алексей Юрьевич, откройте секрет, вредят или нет автомашинам эти противогололедные смеси?
– Естественно, да: соль вызывает коррозию. Однако дорожники обрабатывают противогололедные материалы комплексной добавкой «Антислеживатель», которая сдерживает процесс разрушения металла.

– Чем в первую очередь опасен посыпаемый состав для окружающей среды, экологии?
– К сожалению, обработка покрытия песчано-соляной смесью приводит к засолению почв придорожных полос, и, возможно, не все растения это «приветствуют». С другой стороны, в теплое время года вдоль дорог наблюдается достаточно буйный рост растительности. Кроме того, в соответствии с требованиями экологической безопасности общее количество распределяемой за зимний период технической соли не должно превышать 2 кг/м2. Как показывает практика, на республиканских автомобильных дорогах за зимний период распределяется около 1,5-2 кг/м2 соли. Кроме того, в отрасли активно внедряется обработка покрытий чистыми солями, что позволяет обеспечить минимальный расход солей. Следует отметить, что экологические службы страны контролируют положение дел в данном вопросе.

– Кто, где и как отвечает за эту конкретную посыпку дорог? Какие нормы, нет ли здесь экономии, которая делает только хуже?
– Каждый участок дороги или улицы закреплен за определенной дорожно-эксплуатационной организацией. Для обработки установлены сроки, которые определяются с момента обнаружения гололеда до завершения необходимого комплекса работ. К примеру, дороги, соединяющие столицу с областными центрами, должны быть полностью обработаны за 3 часа с момента образования гололеда. От снега в обычных погодных условиях – не более, чем за 4 часа с момента окончания снегопада или метели. В экстремальных же погодных условиях эти нормативные сроки увеличиваются вдвое.

– Что делать автомобилистам, чтобы уменьшить риск, как защитить авто от смеси?
– Необходимо минимизировать контакт солевых растворов с металлом кузова. Для этого многие автомобили еще на заводском конвейере обрабатывают специальными антикоррозийными препаратами. Однако со временем слой мастики изнашивается, поэтому грамотные автомобилисты периодически осуществляют для своих «железных коней» дополнительную антикоррозийную обработку.

– Зафиксировано ли опасное воздействие на людей? Есть ли какие-то санитарно-гигиенические нормы?
– Для людей противогололедные смеси не ядовиты, так как основа технической соли – известный всем натрий хлор. А вот обувь изнашивается сильнее. Для того чтобы зимние ботинки или сапоги прослужили дольше, есть немалое количество специальных защитных кремов, которые можно купить в любом магазине.

– Алексей Юрьевич, а каков зарубежный опыт?
– Повторю, основным химическим реагентом для предупреждения образования и ликвидации зимней скользкости, является техническая соль и ее смесь с песком. Альтернативы для борьбы с гололедом в Беларуси пока нет. Причин этому несколько: во-первых, песчано-соляная смесь – самая дешевая; во-вторых, она идеально подходит для климатических условий страны, когда за зиму фиксируется до 80-100 случаев перехода температуры через 0 градусов.

Кое-где в зарубежных странах используют ацетаты магния и кальция, они не коррозируют металл, однако их плавящая способность ниже, меньше и рабочий температурный диапазон, а вот цена – намного выше. Следует также отметить, что соль все-таки остается наиболее распространенным противогололедным материалом, от нее не отказываются и в благополучной Европе: к примеру, шведы закупают соль у нас, в Мозыре, и уже у себя готовят смесь на основе белорусской соли и шведской гранитной крошки.

Однако нельзя сказать, что в настоящее время наши дорожники живут прошлым веком. Сама технология зимнего содержания сделала определенный шаг вперед. На дорогах высоких категорий (это, к примеру, М-1, столичная кольцевая) и главных городских улицах покрытие обрабатывают увлажненной технической солью (без песка), повышается эффективность солераспределительной и снегоуборочной техники. Вдоль республиканских дорог обустраивают дорожно-измерительные станции, которые дают оперативную информацию о состоянии погодных условий и дорожного полотна на конкретном участке. Все шире используются превентивные обработки, которые позволяют предупредить образование гололеда, а не бороться с его последствиями. В свою очередь, дорожная наука продолжает работу по поиску наиболее оптимальных решений для предотвращения агрессивности со стороны соли, повышения ее плавящей способности и предотвращения слеживаемости.

В ТЕМУ

Как сообщил автору начальник отдела эксплуатации жилищного фонда Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Михаил КОЛОСОВ, в будущем белорусские коммунальные службы могут полностью отказаться от использования соли на зимних дорогах. По его словам, уже сегодня дороги страны посыпаются смесями, которые специально разработаны учеными как альтернатива соли. К примеру, это технический хлористый калий, который меньше вредит здоровью и имуществу граждан. Его использование разрешено Минздравом Беларуси. К предстоящей зиме коммунальники начинают готовиться уже весной, ремонтируя дороги, закупая уборочную технику. Сейчас в стране коммунальные службы имеют около 3,5 тыс. погрузчиков, снегоуборочных машин, самосвалов для перевозки снега и мусора и др. Нынешней зимой будет заготовлено более 600 тыс. тонн песчано-соляной смеси.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

СЕТЬ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
На 1 января сеть автомобильных дорог общего пользования составила 85,7 тыс. км, в том числе 15,4 тыс. км – республиканских (по ним идет основной грузо- и пассажиропоток) и 70,3 тыс. км – местных.

Оставить комментарий