КОНТРАФАКТ НЕПОБЕДИМЫЙ

Любое общество, условно говоря, делится на несколько категорий: творцов, потребителей и «паразитов». Первые созидают, вторые пользуются, а третьи – не только пользуются, но и извлекают из произведенного первыми творческого «продукта» весьма существенную для себя выгоду. Действительно, чего напрягаться. Гораздо умнее заняться пиратством. Или банальным воровством, если уж называть вещи своими именами. Тем более, что потребителям почти всегда безразлично, кем произведен тот «продукт», которым они пользуются, особенно при условии сохранения неплохого качества.

Не забредая в дебри всеобщего пиратства, остановимся на музыкальной CD-составляющей «черного» рынка и попробуем разобраться в причинах, следствиях и методах борьбы с этим злом. А также с тем, почему запретительно-репрессивные акции являются самыми неэффективными.

НЕМНОГО ЭКОНОМИКИ – ПРИЧИНА

Причин несколько, но мы остановимся на одной, самой существенной. Не надо быть мудрецом, чтобы понять основную движущую силу пиратства. Правильно – деньги, большие деньги. Те, кто занимается этим видом бизнеса, получают такие «навары», которые не снились военной промышленности и туристической отрасли – лидерам рентабельности. Проведем приблизительный экономический расчет того, в какие затраты обходится пиратское производство CD-диска.

Что нужно? Совсем немного – комната с качественной звукозаписывающей аппаратурой, компьютер, «болванки» в коробочках, несколько сотрудников, обложки. Голографические наклейки – желательно, но не обязательно. Все. Можно считать.

Максимальная оптовая цена «болванки» среднего качества колеблется от 300 до 400 рублей. Плюс коробочка – пускай тоже 400. Итого – 700-800 рублей. Далее – аренда, коммунальные платежи, амортизация аппаратуры, обложки, содержание сотрудников, бухгалтерии и директората, налоги etc – назовем все накладными расходами, хотя с точки зрения экономиста это не совсем верно. Пускай, пускай эти «накрутки» поднимут стоимость диска с коробкой на 100%. Итого, грубо завышенная себестоимость нелегального «продукта» колеблется в пределах 1.400-1.600 рублей. В музыкальных магазинах стоимость такого диска «вращается» возле цены 7.000-10.000. Если избавить эти тысячи от торговой наценки в 30%, то получается интересная цифра. Стартовая цена контрафакта перед поступлением в торговую сеть – Br5.900-7.000. Итого: рентабельность, то есть отношение чистой прибыли к себестоимости, выскакивает в 300%! Каково? А теперь вопрос: кому в здравом уме придет в голову расстаться с таким бизнесом? Ответ не публикуется. Без комментариев, как говорится.

УЩЕРБ И ПОЗИТИВ – СЛЕДСТВИЯ

Следствий тоже несколько, причем как отрицательных, так и, как это ни странно, положительных. К отрицательным, безусловно, можно отнести чудовищные убытки легальных производств, недополучение государством огромных налоговых отчислений, моральный и материальный ущерб творцов. За примерами далеко ходить не надо. К последним новостям в этой области можно отнести скандал, разразившийся в октябре 2008 года. В продаже появился нелегальный диск Жанны Агузаровой «Радуга», к которому певица и ее издатели не имеют ни малейшего отношения. Ажиотаж вокруг контрафактного релиза вполне понятен: альбом позиционируется как новый и уникальный, хотя «марсианка» не выпускала номерных пластинок аж с 1991 года и выпускать не собирается. «Радуга» составлена неизвестными умельцами из песен, записанных из эфиров российских радиостанций. Этот пример я привела не случайно. Поклонники хотят иметь песни кумира. Рынок пуст, исполнительница бездействует уже 17 лет. Выход? Хотите – получите. На помощь страждущим высокого искусства приходят пираты. И всем хорошо, каждый при своем интересе. Одно из положительных следствий нелегальщины – мгновенное удовлетворение спроса. К тому же часто так бывает, что лицензионных музыкальных дисков даже работающих музыкантов элементарно нет в продаже. А в пиратском исполнении – пожалуйста. Приличного качества, приемлемой цены – что еще нужно невзыскательному меломану? Ни-че-го. И его, поверьте, абсолютно не волнует то, что покупкой контрафакта он подрывает бюджетные основы государства. Или пробивает брешь в кошельке своего же кумира, бессовестный эгоист. Ему о столь высоких материях думать недосуг. Он занят. Слушает любимую музыку.

КАК БОРОТЬСЯ С ЭТИМ ЗЛОМ – МЕТОДЫ

Разработанные и применяемые методы борьбы с музыкальным пиратством совершенно неэффективны. Смешно смотреть на показательные акции раздавливания бульдозерами тысяч «провинившихся» дисков. На то, как отчитываются сотрудники силовых структур, озвучивая количественные показатели изъятого на «развалах», арестованного имущества рыночных дельцов. Или на те зрелищные, перед телекамерами, погромы ларьков и палаток с вывозом контрафакта на свалку. Ужесточение наказания, увеличение штрафов, составление административных протоколов на месте ни к чему не приводят. Рынок пиратской музыки растет и процветает.

Уверенно могу заявить, что так и дальше будет продолжаться. До тех пор, пока борцы с нелегалом не уяснят простой истины – контрафакт будет существовать до тех пор, пока его будут массово покупать из-за низкой, относительно лицензионной, цены. Зачем тратить 30.000 рублей на «белый» диск, если рядом на полке лежит почти точно такой же, но за 7.000? Вывод – снижать стоимость лицензионной продукции, цена на которую, похоже, сильно завышена. К тому же мало соответствует средней зарплате белорусов. Так и кажется, что сверхприбыль получают не только нелегалы.

Еще один оригинальный метод борьбы с пиратством изобрели британские арт-рокеры из группы Marillion. Не имеющие контракта ни с одним из выпускающих лейблов, они успешно распространяют свои альбомы с помощью интернета. В 90-х группа провела акцию, которая вошла в анналы музыкального бизнеса: Marillion попросили своих подписчиков профинансировать запись нового альбома, пообещав затем бесплатно предоставить им готовую копию диска на CD. Cобранных средств с лихвой хватило на то, чтобы оплатить студийное время и отпечатать солидный тираж. Лицензионный тираж.

Доходы от продажи цифровой музыки в 2007 г. во всем мире выросли на 40% и составили $2,9 млрд, говорится в докладе Международной федерации фонографической индустрии. Однако количество пиратских музыкальных файлов, скачанных через Сеть, в 20 раз превышает число купленных легально, подсчитали эксперты. Сейчас продажа музыки через интернет составляет 15% от объема всего мирового музыкального рынка. Этим бизнесом занимаются более 500 легальных музыкальных сервисов, которые предлагают пользователям купить в общей сложности около 6 млн треков.

КОМПЕТЕНТНО

Артемий ТРОИЦКИЙ, музыкальный критик, Россия:

– Борьба с пиратством в России – это «борьба левой руки с правой». Во-первых, производство пиратских дисков – целая индустрия, и если ее прикрыть, без работы останутся тысячи людей. Нужны ли власти такие социальные катаклизмы? Во-вторых, интернет – это единственный на сегодняшний день реальный борец с пиратством, причем как в России, так и во всем мире. Мейджоры (крупнейшие звукозаписывающие компании) должны благодарить Сеть. Ведь именно благодаря ей продажи пиратских дисков на той же «Горбушке» упали на 30%. Это связано с тем, что люди начали скачивать музыку из интернета по приемлемой для них стоимости, в том числе с легальных ресурсов. Сеть отличает невиданный для дельцов музыкального рынка альтруизм. Многие музыканты выкладывают музыку в открытый доступ и вовсе бесплатно. И традиционные структуры просто не знают, что с этим делать.

Вячеслав ШАРАПОВ, художественный руководитель ансамбля «Песняры», Беларусь:

– В 2008 году мы выпустили при помощи российских дистрибьюторов новый диск «Распавядальная». Наши официальные альбомы не издавались в России с 2001 года. Не исключено, что этот большой перерыв и породил пиратство. Мы ведь давно знали, что на «Горбушке» продажи наших дисков серии «Песняры. Вся антология MP3» идут полным ходом. Пластинка «Распавядальная» – лицензионный продукт, который появился в Москве и других городах России. Мы намерены заняться изданием в России и других наших альбомов. В общем, мы начинаем экспансию нашей культуры в другие страны не только посредством многочисленных концертов, на количество которых не жалуемся. Мы всерьез займемся лицензированием нашего творчества в других странах. И считаем, что так должны поступать все белорусские авторы и исполнители, чей музыкальный продукт интересен не только белорусам. В российское издание альбома «Распавядальная» вошло 11 композиций и видео на заглавную песню.

В Германии с начала 2008 г. вступили в силу поправки к закону об авторском праве. Теперь копирование защищенных дисков, а в некоторых случаях и скачивание музыки и фильмов из Сети являются преступлениями. Такое пиратство может наказываться лишением свободы на срок до 5 лет. Кроме того, немецкие таможенники будут изымать пиратскую продукцию, купленную за рубежом.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о