Семь вопросов. Владимир Заметалин

Закончился XV Минский Международный кинофестиваль «Лiстапад». Основной интригой конкурса было то, что буквально до последнего дня лидировавший по итогам зрительского голосования белорусский фильм «На спине у черного кота» Ивана Павлова был отодвинут на третье место российской «Пассажиркой» Станислава Говорухина (Гран-при «Лiстапада») и румынской лентой «Мечты о Калифорнии» режиссера Кристиана Немецку («серебро» фестиваля).

С чего начинается хорошее кино? С хорошего сценария. Свое мнение по этому поводу в постоянной рубрике «Семь вопросов» высказал генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир ЗАМЕТАЛИН.

– Весной 2008 года были подведены итоги конкурса сценариев, проведенного киностудией «Беларусьфильм». Что-то из предложенного материала принято в работу?
– Мы и в 2007 году тоже проводили творческий конкурс. Тогда победитель был определен. Это сценарий Алексея Дударева «Днепровский рубеж», который экранизирован. В этом году победителя, занявшего первое место, не было из-за довольно слабого уровня. Хотя вторую и третью премии мы вручили.

– Тогда каким образом киностудия может «обзавестись» достойным драматургическим материалом?
– Способов несколько. Первый – заказной профессиональный сценарий на определенную тему. Второй – объявленный конкурс, в котором принимают участие «разночинцы», что, как правило, чревато низким качеством предложенных материалов. Третий – адаптированная литература, как классическая, так и современная. И, наконец, четвертый – покупка сценария. Для этого нужно дружить со сценарным факультетом ВГИКа. Среди работ студентов пятого курса можно найти и недорого купить приличный сценарий.

– Что должен включать в себя хороший современный сценар ий?
– Схема простая, как лом. Задаются тема, персоналии. Далее – обязательный конфликт и пути решения этого конфликта. Все это разбавляется внезапными таинствами сюжета – вот и все, по сути.

– Вы сказали – «ВГИК». Что, белорусские вузы не готовят сценаристов?
– По-моему, есть такая специальность в Белорусской академии искусств. Но уровень подготовки крайне низкий. Реально использовать эти сценарии невозможно.

– Каковы ваши личные тематические кинопристрастия?
– Трудно сказать. Кино должно быть хорошим – внятным, понятным, приземленным, почти натуралистическим. Есть вещи, которых режиссеры не понимают. Часто в современных фильмах обрываются линии. Например, в начале фильма заявляется персонаж. Мне как зрителю он понравился. Я жду его появления, развития его экранной судьбы. А героя нет – исчез бесследно. Это очень непрофессионально.

– До последнего момента в рейтинге зрительского голосования фестиваля «Лiстапад» лидировала белорусская картина Ивана Павлова «На спине у черного кота». Как вы думаете, это – из чувства патриотизма?
– Скажу откровенно – мы бы хотели объективной оценки. Всякое безальтернативное общество без критики обречено на неразвитие. Если нам будут льстить и врать, мы ничего хорошего не сделаем. Надо говорить сущую правду.

– А какую оценку поставили бы «Коту» вы?
– Не скажу, да и не в этом дело. В фильме есть пробелы. Определенные нюансы можно было снять иначе. Об этом я говорил Ивану Павлову, и он со мной согласился. Есть одно известное высказывание: «Все надо делать, как в последний раз». То есть режиссер должен, в первую очередь, говорить правду самому себе.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о