НЕТ – ПОШЛОСТИ И БЕЗОБРАЗИЮ

Мутные потоки, несущиеся на зрителей с экранов телевизоров и кинотеатров, заставляют пожалеть о том ушедшем времени, когда в кинематографическом СССР существовала цензура. При всей неоднозначности отношения к этому «мечу», карающему зачастую без разбору правых и виноватых, было в ней несомненное преимущество – цензура не пропускала бессовестной халтуры.

Нынешние бизнес-времена поставили весь процесс создания фильмопродукции с ног на голову. Власть денег застит глаза и заставляет забыть о том, что такое совесть и ответственность перед теми, для кого работники культуры создают свои шедевры.

«Как отсутствие цензуры сказывается на качестве кинопродукции?» – на этот вопрос корреспондента «ЭН» отвечают кинематографисты, гости XV Минского Международного кинофестиваля «Лiстапад».

Светлана ДРУЖИНИНА, режиссер, Народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР:

– Очень непростой вопрос. В России эта проблема сейчас обсуждается как на самых высоких позициях, так и в среде кинематографистов. Иногда я тоскую по отсутствию художественного совета. Не потому, что я – послушный режиссер и сценарист, нет. Просто, отталкиваясь от тех рифов, на которые мне указывала цензура, я находила пути решения творческих задач. Однако все хорошо в меру. Если бы сейчас у нас была достаточно объективная, профессиональная точка отсчета, которая определяла бы как художественный, так и нравственно-этический уровень, то мы не получали бы те безвкусные «фантомы», которые стыдно показывать. Ведь зритель – та сущность, за «приручение» которой мы отвечаем.

Михаил ЛИТВЯКОВ, режиссер-кинодокументалист, Заслуженный деятель искусств России:

– Вопрос очень правильный. С развалом Советского Союза рухнул институт редактуры. Тот поток безграмотности, захлестнувший все каналы, говорит о том, что, в первую очередь, в душе человека отсутствует самоцензура личности, гордо именующей себя творческой. Грош цена такому автору. Это просто безобразие. Пора, пора вводить цензуру, нравственную цензуру, если мы хотим спасти наш народ. Чем быстрее мы это сделаем, тем скорее начнется оздоровление кинематографа. Я не верю в то, что в авторских сердцах большинства проснется самоцензура.

Алексей КОЛЕСНИК, актер, режиссер, секретарь правления Союза кинематографистов Украины:

– Мне рассказали такую сказку-притчу: «На севере Италии вино плохое, а на юге страны – хорошее. Почему? Потому что на юге лоза растет на каменистых почвах. Ее корни с трудом пробивают себе дорогу к влаге, чтобы насытить ягоды, вырастить хороший урожай, из которого получается настоящее вино». Эту сказку я рассказал не случайно. Сейчас качество кинопродукции можно сравнить с плохим вином, изготовленным химическим путем. А хорошее кино обязательно должно пройти через камни цензуры, которая препятствует выходу на экраны пошлятины.

Константин СЕРЕБРЯКОВ, российский продюсер:

– Я представляю независимый кинематограф, делая кино на свои деньги. Цензура есть, я ее чувствую. Какая? Она существует в «ящике», именуемом телевизором. Кино, даже хорошее, качественное, но созданное независимыми продюсерами, не показывали и не показывают по сей день. Я думаю, ситуация в ближайшее время не изменится, какое бы кино я ни снимал. Одно спасение – кинофестивали.

Оставить комментарий