СПРОСИТЕ У ЮРИСТА В «ЭКСПРЕСС НОВОСТЯХ»

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы снова возвращаемся к вопросам льготного кредитования строительства и приобретения жилья. Эта объемная и непростая тема по-прежнему остается одной из самых актуальных.
Задавать свои вопросы нашему юристу Наталье КОСТКО вы можете по телефону (029)7755377, присылать на e-mail: kostko_en@tut.by или на адрес редакции.

ПОЧТИ ДАРОМ

«Имеем ли мы право на получение льготного кредита при составе семьи из трех человек? Под какие проценты может выдаваться этот кредит? Возможно ли получение такого кредита для покупки частного жилого дома? Заранее благодарю!»
Екатерина, Жодино.

Уважаемая Екатерина! Тема льготного кредита неоднократно поднималась в нашей рубрике, а вы, к сожалению, оставили слишком мало информации о себе. Рассмотрим основные моменты получения льготного кредита. Условия его выдачи предусмотрены в Указе Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений».

КТО?

Итак, рассчитывать на льготный кредит могут граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие (прописанные) и имеющие постоянный источник дохода на территории Республики Беларусь, при условии, что они включены в соответствующие списки. Эти списки составляются с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами и специальными ведомствами (в случае постановки на очередь по месту работы).

Немаловажные изменения здесь внес Указ Президента Республики Беларусь № 414 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам жилищного строительства» от 7 сентября 2007 года. Раньше для того, чтобы попасть в список на получение льготного кредита, надо было самому ходить с документами и заявлениями по различным кабинетам. Теперь же граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их проживания, автоматически включаются в списки на получение льготных кредитов местными исполкомами.

И все же дадут льготный кредит не всем. На получение государственной поддержки при строительстве или приобретении жилья имеют право только малообеспеченные трудоспособные граждане, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает двукратного среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для получения льготного кредита, и располагающие заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи.

Отмечу, что минимальный потребительский бюджет одного члена семьи из четырех человек с 1 ноября нынешнего года составляет 346.190 белорусских рублей.

БЕЗ ОЧЕРЕДИ

В заветные списки можно попасть и без очереди. Это право имеют:
– граждане, жилые помещения которых в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и террористических акций стали не пригодными для проживания;
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли;
– граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке не пригодными для проживания;
– больные активной формой туберкулеза и др. (полный перечень см. в Указе № 185, п. 1.10).

НА КАКОЙ СРОК?

Льготные кредиты предоставляются в белорусских рублях на срок до 20 лет (для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и для многодетных семей – 40 лет) под процентную ставку 5% годовых (для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и для многодетных семей – 3% годовых). Величина льготного кредита определяется по нормируемому размеру общей площади строящегося жилого помещения и показателю стоимости строительства 1 кв. м общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств и не должна превышать 90% (для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и для многодетных семей – 95%) стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств.

НА КАКУЮ ПЛОЩАДЬ?

В соответствии с п. 1.6 Указа № 185, нормируемые размеры общей площади строящегося жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются (из расчета на одного члена семьи):

– для граждан, строящих жилые помещения в городах и поселках городского типа, а также в многоквартирных жилых домах в сельских населенных пунктах – 20 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры – 36 кв. метров);

– для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих в них одноквартирные жилые дома, а также блокированные жилые дома – 30 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме – 44 кв. метра).

Имейте также в виду, что при расчете кредитуемой площади будет учтена вся недвижимость, находящаяся в собственности гражданина и членов его семьи в населенном пункте по месту их проживания (за исключением молодых и многодетных семей, проживающих совместно с родителями в жилом помещении, которое находится в собственности родителей), а также жилого помещения, находившегося в собственности и отчужденного кредитополучателем или членами его семьи в течение трех лет до заключения кредитного договора.

Как вариант – обязаться продать имеющееся жилье после ввода в эксплуатацию нового дома или квартиры, а вырученные деньги направить на погашение кредита.
Та же схема работает и при приобретении в собственность жилого помещения после того, как льготный кредит уже выдан: либо пересчитывается размер льготного кредита, либо кредитополучатель обязуется продать это жилье после ввода в эксплуатацию строящегося.

БЕЗ ПОТЕРЬ НЕ ОБОЙТИСЬ

«Здравствуйте, Наталья! Я – инвалид II группы, по справке МРЭК имею право на социальное жилье. Зарегистрирована в Минском районе в п. Колодищи, где состою на отдельной очереди как нуждающаяся в жилье с 2005 года. Сейчас я вынуждена переехать к сестре и зарегистрироваться у нее в г. Минске. Очень прошу ответить на вопрос: поставят ли меня на очередь на жилье в г. Минске, или нужно ждать пять лет? Заранее вам благодарна».
Александра, п. Колодищи.

Здравствуйте, Александра. В Жилищном кодексе говорится (ст. 83), «жилые помещения социального пользования предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет».

Значит, чтобы получить жилье социального пользования, надо сначала зарегистрироваться в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Положение «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда», утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 года № 565, четко регламентировало этот вопрос.

В частности, в п. 6 этого документа говорится: «Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:
– в случае непредставления документов, указанных в подпунктах 12.1, 12.7 и 12.8 части четвертой пункта 12 настоящего Положения;
– в случае ухудшения ими своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров на одного человека, либо вселения в него других граждан (кроме вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей). При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий;
– прибывшие в г. Минск из других населенных пунктов в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в г. Минске (за исключением вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи гражданина, имеющего постоянное место жительства в г. Минске, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, а также уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и проживавших в г. Минске до призыва (поступления) на военную службу;
– по месту работы (службы), прибывшие в г. Минск из других населенных пунктов, в течение 5 лет со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в г. Минске.
Думаю, чтобы стать на отдельную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минске (а потом и на отдельную очередь для предоставления соцжилья), вам все же придется подождать пять лет.

ЧТОБЫ БЫТЬ УВЕРЕННЫМ

«Здравствуйте, уважаемая Наталья! Я являюсь нанимателем социального жилья, которое получил в 2005 году по очереди для военнослужащих в Афганистане. Со мной проживают и прописаны члены моей семьи: жена и дочь. Разъясните ситуацию: после смерти нанимателя должны ли члены семьи освободить занимаемую площадь? Если да, то прошу указать, каким правовым актом это регламентировано, и что в данном случае посоветуете делать в рамках закона. Заранее спасибо!»
Евгений, Минск.

Здравствуйте, Евгений. За ответом обратимся к Положению «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда», утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 года № 565.

Согласно п. 67 документа, в случае выезда нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда на постоянное проживание в другое жилое помещение либо его смерти такой договор расторгается (прекращается).

Если проживающие совместно с нанимателем нетрудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя не имеют в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, с одним из них заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Если проживающие совместно с нанимателем трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя не имеют в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, с одним из них заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда сроком на 3 года.

В течение указанного срока гражданам, проживающим в данном жилом помещении, предоставляется внеочередное право на улучшение жилищных условий путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с государственной поддержкой.

По истечении трехлетнего срока с даты наступления обстоятельств, указанных в части третьей настоящего пункта, проживающие в этом жилом помещении граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

В случае обеспеченности членов семьи нанимателя жилым помещением общей площадью более 15 кв. метров на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, они подлежат выселению из жилого помещения социального пользования в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

В случае смерти нанимателя жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда действие частей третьей-пятой настоящего пункта не распространяется на трудоспособных совершеннолетних членов его семьи, вселившихся в жилое помещение социального пользования вместе с нанимателем, которому данное жилое помещение было предоставлено до вступления в силу Указа, утверждающего настоящее Положение, и при получении которого он сдал местным исполнительным и распорядительным органам или другим государственным организациям занимаемое ранее жилое помещение. При этом с одним из членов семьи умершего нанимателя заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Итак, как вы видите, все зависит от того, когда был заключен договор найма данного жилья – если до марта 2006 года (когда данный Указ вступил в силу), то с вашей женой заключат договор найма. Если позже – то данная квартира будет в пользовании вашей жены и дочери еще три года, в течение которых им предоставят право вне очереди построить свое жилье.

ПОТОМУ ЧТО ДОКУМЕНТОВ НЕТ

«Наталья, здравствуйте! Пишу вам по такому вопросу. Я – молодой специалист (в этом году закончила вуз), работаю уже 3 месяца по распределению в железнодорожной организации. Согласно отраслевому соглашению или положению Совета министров № 14 за непредоставление жилья мне полагается компенсация в размере 2 базовых величин. Мое предприятие не отказывается выплачивать мне эти деньги, но при этом требует предоставление договора найма жилья. Является ли это требование правомерным? Ведь нигде это не указано. Самое интересное, что в соседней организации (тоже железнодорожной) компенсацию выплачивают только на основании заявления. А договор найма жилья не требуют. Где правда? Напишите, пожалуйста, на какой документ я могу сослаться, если договор найма жилья все-таки не требуется. Заранее огромное спасибо!»

Здравствуйте. Да, действительно По­ложение «О распределении вы­пу­скни­ков учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование», утвержденное Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 10.12.2007 г. № 1702 (п. 28) предусматривает, что молодым специалистам, прибывшим на работу по распределению, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации при недостаточности собственного жилого фонда могут выделять средства с целью компенсации затрат по найму жилых помещений у граждан.

И требование бухгалтерии предприятия предоставить договор мне кажется закономерным и законным – а иначе на основании каких документов вам перечислят деньги?
К тому же договор найма жилого помещения должен составляться в письменной форме.

БЕЗ КОНЦА, БЕЗ КРАЮ

«Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, сколько раз в году наниматель (организация) имеет право возлагать обязанности других людей на одного и того же человека?
Суть дела такова: я устроился инженером в отдел, характер работы в офисе – оформление множества бумаг, организация занимается строительством по области, всего 10 бригад, и в каждой бригаде есть мастер, и как только этот мастер (любой из 10) пишет заявление на отпуск, мой наниматель возлагает обязанности на меня. То есть мне приходится месяц замещать его, и это все в командировках! У меня самого семья, маленький ребенок (1 год и 4 месяца), и очень хочется побыть дома. Сколько раз в год (или любой период) и на каких основаниях наниматель имеет право накладывать на меня обязанности других людей с отрывом от моих основных обязанностей? Заранее благодарен за уделенное время!»

С уважением, Дмитрий.

Здравствуйте, Дмитрий! К сожалению, наше законодательство не ограничивает нанимателя в количестве командировок. Думаю, этот вопрос целесообразно обсудить и закрепить при подписании вами нового контракта, когда ныне действующий договор закончится. Например, отдельным пунктом в контракте указать, сколько раз в год вы согласны заменять отсутствующих мастеров.

В целом же служебной командировкой Трудовой кодекс (ст. 91) считает поездку работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.

Согласно статье 94 ТК, направление в служебную командировку на срок свыше 30 календарных дней допускается только с согласия работника.
За работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка (ст. 95 ТК).

При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:
1) по проезду к месту служебной командировки и обратно;
2) по найму жилого помещения;
3) за проживание вне места постоянного жительства (суточные);
4) иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.

1
Оставить комментарий

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Татьяна

Здравствуйте. Мне 31 год. Состою на очереди улучшения жилищных условий с декабря 2005 года. На очередь становилась полным составом семьи. В данный момент в разводе. От брака есть ребёнок. Могу ли я воспользоваться и льготным кредитом ибезвозмездной субсидией для строительства 2-комнатной квартиры площадью 56 кв метров. Нужно ли мне будет вносить свои собственные средства за лишний метраж?