АВТОМОБИЛЕЗАВИСИМОСТЬ ПО-БЕЛОРУССКИ

Мировые автопроизводители терпят миллионные убытки. Продажи новых автомобилей на мировом рынке упали до уровня 90-х годов ХХ столетия. В Европе продажи BMW снизились на 16%, Opel – на 14%, и на 30% автопроизводителей SAAB. В США из запланированного для реализации объема автомобилей в 15 млн единиц было продано 12,5 млн. Между тем, в Беларуси рост продаж новых автомобилей… вырос на 40% по итогам 10 месяцев этого года.

Более того, «сейчас самый удачный момент для того, чтобы прийти в автосалон, купить машину фактически сразу, без долгого ожидания и еще получить какие-то подарки. Такой благоприятной ситуации в следующем году не будет», – оценил ситуацию председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей МИХНЕВИЧ во время пресс-салона «4 колеса», на котором обсуждался вопрос влияния финансового кризиса на мировую автопромышленность.

ФАНАТЫ АВТОМОБИЛЕЙ

Что это? Феноменальное развитие автомобильного рынка в Беларуси? На самом деле ситуация, как считают специалисты, вполне закономерная. По данным БАА, Беларусь – лидер в СНГ по числу автомобилей на душу населения. Число покупок более новых и современных автомобилей возрастает с каждым годом. Свалившийся финансовый кризис эту тенденцию остановить оказался не в состоянии. Белорусы словно по инерции продолжают тратить деньги на автомобили – как новые, так и подержанные.

«Кризис, наоборот, усилил желание приобрести автомобиль, – уверен Сергей Михневич. – Конечно, сейчас рост продаж обеспечивается в основном за счет тех, у кого есть деньги. Но эта категория, по сути, не знает, куда деть свои финансовые средства. Покупать лишний килограмм колбасы нет необходимости: он испортится. На квартиру денег не хватит. Как поведут себя белорусский рубль, доллар и евро, предсказать сложно. И хоть автомобиль нельзя назвать удачным способом сбережения своих финансов, тем не менее, в период кризиса это хорошее вложение инвестиций. Тем более, сейчас есть возможность приобрести новый автомобиль дешевле».

Ценник на новые автомобили действительно снижается. По словам руководителя компании «Автобай» Евгения ЛАХМАНОВА, «из-за невозможности содержать производственные площади, развивать бизнес за счет займов, из-за стагнации кредитной системы, на которой держался рынок новых авто, производства закрываются, а машины сбываются с дисконтированием в 10-15, а то и 25%».

В Беларуси, как и во всем мире, большинство автодилеров стремятся побыстрее освободить свои склады. Ради этого они готовы проводить всевозможные акции, раздавать подарки вдобавок к приобретаемым автомобилям и снижать цены. «Сейчас автомобили 2008 года производства будут реализоваться в максимально короткие сроки. Дилеры заинтересованы поскорее высвободить свои средства, перестраховаться в период кризиса, чтобы потом не столкнуться с проблемой ликвидности и ввозом автомобилей – убежден Сергей Михневич. – Думаю, что в начале следующего года ситуация изменится. Покупатели столкнутся с прежней ценовой политикой и долгим ожиданием своего заказа».

КРИЗИС ПОШЕЛ НА ПОЛЬЗУ

Если новые автомобили ради популярности потеряли в цене, то автомобили с пробегом даже при сохранении своей стоимости выиграли от мирового кризиса. Покупатели попросту переориентировали свои средства в пользу более дешевых подержанных автомобилей. «Этого следовало ожидать, – считает Евгений Лахманов. – Когда у тебя нет достаточных сбережений на покупку нового автомобиля, а взять кредит в банке стало проблематично, покупаешь авто подешевле. В США заметно упали объемы продаж машин дорогих и среднего класса. Продажи дешевых автомобилей с пробегом остались на том же уровне. Мы так же реагируем на изменения потребительских предпочтений и перераспределяем ассортимент салона в пользу дешевых вариантов автомобилей. Поэтому предполагаем, что за счет этого, а также за счет снижения мировыми концернами цен на новые автомобили нам удастся в целом сохранить рост продаж».

Даже в период кризиса белорусы, по мнению специалистов, готовы еще больше укрепить позиции по уровню автомобилизации. Правда, если бы делать покупки могли не только те, кто может, но и кто хочет. Но финансовые возможности многих желающих нынче ограничены проблемами в банковской сфере. Часть банков временно приостановила выдачу кредитов на покупку автомобилей. Другие банки подняли ставки (разбежка ставок в рублях – от 18 до 27%), чем отпугнули потенциальных заемщиков, и ужесточили условия выдачи кредитов. «Даже при досрочном погашении долга банк может истребовать с клиента все проценты, – анализирует ситуацию Сергей Михневич.– То есть, если вы возьмете кредит на пять лет, а через год задумаете вернуть, придется платить все. А суммы могут доходить почти до стоимости автомобиля. Потребители должны об этом подумать, чтобы не попасть в кабалу».

Изменится ли эта ситуация, прогнозировать трудно. Хотя вряд ли банки в ближайшее время облегчат условия кредитования. «На самом деле вливания в экономику идут. И банки с иностранным капиталом получают деньги. Но говорят, что они их держат и чего-то ждут. Наверное, когда терпение лопнет, тогда что-то и изменится», – предположил Сергей Михневич.

По его словам, точной статистики, сколько автомобилей приобретается в кредит, а сколько – за счет собственных средств, нет. «Если говорить о физлицах, то в среднем 50% покупок автомобилей совершается ими с помощью банковских кредитов. Такой большой процент объясняется не тем, что денег нет, а тем, что люди не хотят связываться с налоговой. После подписания Президентом указов об амнистии вкладов даже шутка пошла. Мол, сейчас можно класть деньги в банк и тут же идти брать кредит».

ОТПУСТИТЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ!

Если цены на автомобили снижаются, то в сфере обслуживания таких подарков, похоже, ждать не стоит. «Цены падают, когда есть конкуренция, – объясняет Сергей Михневич. – Услуги дилеров дорогие, потому что нет конкуренции – ввиду того, что никому не интересно заниматься строительством автостанций и развивать этот бизнес. По развитию сетей автомобильного сервиса мы сильно отстаем от наших соседей и не только. Сервис в основном в гаражах. Но не факт, что в гаражах все дешево, там не «обувают» клиентов и не возникают вопросы к качеству обслуживания. Официально действующая автостанция выплачивает более 100% налогов из прибыли. Там наши цены. И сейчас, в период кризиса, никто не будет начинать новые строительства. А если не будет отпущено ценообразование, дилеры лягут. Но мы надеемся, что ситуация стабилизируется. В Министерстве экономики заявляют, что обсуждается вопрос отпуска ценообразования с фиксацией только на социально значимые товары. Если это будет сделано, будет революция».

ЧТО ПОДЕШЕВЕЕТ ПОД ДАВЛЕНИЕМ КРИЗИСА?

Помимо автомобилей, кризис серьезно пройдется (процесс пошел) по ценам на недвижимость. Застройщики стали снижать цены на первичном рынке. По прогнозам Белорусской ассоциации недвижимости, с нового года из-за падения цен на некоторые стройматериалы потенциальные покупатели квартир столкнутся с падением стоимости квадратного метра. Предполагается, что изменится ситуация и на вторичном рынке. Кредиты стали менее доступными и дорогими. Снижение покупательской способности приведет к снижению спроса на жилье. Его владельцам, заинтересованным в продаже, придется снижать цены.

Экономия и бережливость, особенно со стороны предприятий, а не только частных лиц, обусловили снижение спроса на компьютерную технику. Здесь также ожидается снижение цен. Впрочем, по мнению экономиста Александра ПОТУПЫ, не стоит ожидать общего улучшения ситуации из-за снижения цен в некоторых товарных сегментах.

– Сейчас наблюдается перераспределение интересов в пользу более дешевых сегментов как со стороны продавца, так и покупателя. Например, возрастает спрос на более дешевое продовольствие. Кушать-то надо. Одеваться тоже стремятся подешевле. И вот здесь можно наблюдать как раз увеличение цен именно из-за возросшего спроса. Ведь продажи увеличиваются, соответственно, повышается возможность на этом больше заработать. Во многих цивилизованных странах цены на бензин понизились. В Беларуси этого делать не собираются. Бензин ведь все равно будут покупать. И такое впечатление, что, когда государство решало вопрос, что делать с ценами на топливо, этот аргумент полностью возобладал. А куда автовладельцы, собственно, денутся? К соседям поедут за бензином? Так, наоборот, соседи к нам ездят.

Во многих сферах усилилось государственное регулирование, которое приводит к дефициту. А там, где дефицит, появляется основание для роста цен. И, естественно, в соответствующей сфере начинает процветать черный рынок. С одной стороны, на черном рынке меньше накладных расходов, что позволяет снижать цены. Но, с другой стороны, у него монопольное положение. Это позволяет в каких-то сегментах цены наращивать.

Оставить комментарий