ЛЕТОПИСЬ В СКУЛЬПТУРЕ

Этого художника нет нужды возвращать на историческую родину, как многих, уехавших из страны в разное время по тем или иным причинам. Соответственно, нет необходимости дебатировать с зарубежьем по вопросу «наш – не наш». Заир Исаакович Азгур – это на 100% белорусский скульптор, родившийся здесь, живший здесь и работавший здесь. Практически весь XX век – целую историческую эпоху, богатую на события, – этот художник ваял в гипсе, мраморе и бронзе летопись страны, имя которой – СССР.

ВИТЕБСК – РОДИНА ХУДОЖНИКОВ

Губернский Витебск прошлого – провинция. Город как город, ничего особенного. Но то ли в воздухе что-то там витает, то ли в незримой ауре тамошних мест, а может, в сосредоточении исторической смеси национальностей – Бог весть. Но факт остается фактом. Витебск – родина художников, полностью перевернувших представление об изобразительном искусстве. Для тех же, кто не верит в мистику с энергетикой, витебскому феномену тоже есть объяснение. В конце XIX века именно там, на севере Беларуси, воспитанником Санкт-Петербургской художественной академии Юрием Пэном была основана «Школа рисунка и живописи», в которой, среди прочих, учились Шагал, Цаткин, Юдовин и… в 1921-22 годах совсем юный, 13-летний Заир Азгур. После открытия Марком Шагалом в Витебске художественно-практического института будущий знаменитый скульптор поступил на учебу в мастерскую Юдовина и… пошло-поехало. На фоне бушующей жизни витебской художественной школы и происходило становление Азгура-ваятеля. Но он не стал авангардистом, как Шагал или Малевич. Не позволило мироощущение реалиста и то, что обучение продолжилось у М.

Керзина – русского скульптора, приверженца традиционализма. Далее калейдоскопом – Высший художественно-технический институт в Ленинграде, Киевский государственный художественный институт, Тбилисская академия художеств и… Все же домой, в Беларусь, но не в Витебск – в Минск, практически состоявшимся скульптором, навсегда.

МУЗЕЙ-МАСТЕРСКАЯ

Мемориальный музей-масте­р­ская Заира Азгура уникален, пожалуй, не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве. Здание было построено в 1984 году по проекту архитектора В.Аладова. Здесь скульптор Азгур работал последние 11 лет жизни. Эта творческая мастерская была фактически филиалом Академии художеств СССР, в которой белорус руководил аспирантурой скульптурного отделения. После его смерти, в 1996 году, по Указу Президента РБ «Об увековечении памяти Народного художника СССР, Героя социалистического труда Заира Исааковича Азгура» был создан музей, филиал Национального художественного музея РБ. Памятное место рождалось как мемориальное, монографическое и художественное одновременно при непосредственном участии семьи скульптора. Все, что близкие люди посчитали нужным, они передали в коллекцию. Бесценные экспонаты, среди которых самое большое место в прямом и переносном смысле занимают, естественно, скульптуры, созданные Заиром Азгуром начиная с 1942 года. Знаете, это надо видеть. И даже не потому, что изобразительное искусство визуально по сути. Ценность данной коллекции заключается еще и в том, что она являет собой летопись истории XX века в персоналиях – ни много ни мало. Белорусский скульптор, работавший «придворным» художником в Доме правительства, имел доступ к самым первым лицам и статям исторических деятелей советского государства и тех стран, что были дружны с СССР.

УДОСТОВЕРЕНИЕ №1

27 марта 1944 года Заиру Исааковичу Азгуру было выдано удостоверение №1 Народного художника БССР. Первый народный, работавший в монументальном жанре. Для того чтобы народ помнил тех, кому обязан. Есть легенда, как создавался известный коренным минчанам памятник товарищу Сталину на площади имени Сталина, нынешней Октябрьской. Заявленная легенда имеет право на существование, потому расскажу со слов директора музея Оксаны Богдановой: «Дело было сразу после Великой Отечественной. Получить государственный заказ на увековечение любого значительного политического деятеля было совсем не просто. Тем более Сталина, разрешение ваять которого художник должен был считать за честь и великую милость. Проводился жесткий закрытый конкурс, отбирались лучшие из лучших точных портретистов. Заир Азгур был в их числе. В нашей коллекции есть несколько вариантов памятников. Все вроде было в порядке – найдены поза, жесты, определена мимика. Но когда эскизы были показаны вождю, ему не понравилось то, что он в фуражке. Мотивировка была такая: негоже стоять с покрытой головой перед народом, который одержал победу в такой войне. И утвердил другой окончательный вариант – без головного убора. Именно таким он и стоял на площади своего имени. Нынешняя судьба этого памятника неизвестна. Пропал, пока бесследно».

ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ВСЕХ

В 2004 году мемориальный музей-мастерская З.Азгура стал самостоятельным учреждением культуры с обширной коллекцией в более чем 4.000 единиц хранения. Экспозиция поделена на зоны, рассказывающие о личности скульптора, его общественной и творческой жизни. Бесценные документы, рукописи, фотографии, книги представлены в мемориальном разделе «Творческие материалы». Зал «Форматорская» – рабочее помещение «от замысла к воплощению» бывшей мастерской, предназначенное для лепки и формовки скульптуры. Здесь посетители могут увидеть подлинные личные инструменты, скульптурный станок, материалы, каркасы, формы для отливки, эскизы, модели монументальных произведений Азгура. И, наконец, самый впечатляющий, третий раздел – собственно скульптурный зал – огромное помещение, в котором на высоких стеллажах хранятся более 300 работ ваятеля – бюсты, памятники в натуральную величину и в моделях, скульптурные группы. Все запечатленные – известнейшие люди, деятели мировой, белорусской, советской политики, науки, культуры. Ленин, Сталин, Рузвельт, Черчилль, Мао Цзэ Дун, Ким Ир Сен, Михоэлс, Колас, Купала, Черный, Брыль, Бровка, Тикоцкий, Янковский (одна из последних работ) – этот список настолько длинный, что перечисление поименно займет не одну страницу текста. Посему лучше прийти и посмотреть, тем более, что с сентября музей после реконструкции вновь открыт для посещения как организованных экскурсий, так и одиночных посетителей.

СПРАВКА «ЭН»

Мемориальный музей-мастерская З.И.Азгура: Минск, ул. Азгура, 8.
Время работы: вторник-суббота с 10.00 до 18.00. Осуществляется предварительная запись на экскурсии. Для посетителей разных категорий предусмотрена льготная оплата.

Оставить комментарий