ЗАЩИЩАЕМСЯ, КАК МОЖЕМ

МАЗ может приостановить работу, а МТЗ сократить рабочую неделю до 4 дней. Причина – мировой финансовый кризис. Такие тревожные новости несколько дней гуляют в белорусском информационном пространстве. В пресс-службе Минского автомобильного завода информацию опровергают. Предприятие не собирается останавливать производство или переходить на сокращенную рабочую неделю. Мировой финансовый кризис пока не повлиял и на работу МТЗ. На предприятии, как передает АФН, заверяют, что все планы выполняются, и планируется не снижение, а увеличение объемов производства. Какой вывод?

Либо на предприятиях не хотят нагнетать обстановку, либо нашли уникальный выход, как увильнуть от финансового кризиса, в бараний рог скрутившего мировую промышленность, в особенности автомобильных гигантов.

О сокращении объемов производства уже объявили Opel, BMW, Skoda, General Motors, Daimler. Так, компания BMW на время остановила производство автомобилей BMW третьей модели на своем заводе в Лейпциге, сообщает Deutsche Welle. По данным издания, руководство компании сейчас пытается урегулировать конфликт с дилерами, которые опасаются, что не смогут продать все заказанные на заводе машины. Германский концерн Daimler планирует остановить производство на всех своих заводах с 11 декабря этого года до 12 января следующего, сообщает газета Frankfurter Sonntagszeitung. Крупнейший в Украине Запорожский автомобильный завод сокращает производство на 40%, сообщает агентство «УНИАН». По информации российских СМИ, на 20% сократит объемы производства КамАЗ. Более того, есть информация, что руководство завода подписало приказ о понижении зарплаты и увольнении десятой части персонала. Сомнительно, что белорусские заводы без потерь выдержат удар мирового кризиса. «Государство не всесильное, чтобы в условиях кризиса решить проблемы со сбытом продукции, – считают в научно-исследовательском центре Мизеса. – И так оно за счет налоговой и тарифной политики, внедрения схем по инновациям с выделением финансирования всячески поддерживает эти заводы. И сейчас поможет, но в условиях кризиса эта помощь будет ограничена. Отсюда возникают проблемы с обеспечением работой на полную рабочую неделю. Так что не исключено, и рабочую неделю, и заработную плату на заводах сократят. Но на сокращение работников МАЗ и МТЗ белорусские власти не пойдут».

НА ПРИВАТИЗАЦИИ НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ

По информации интернет-издания «Ежедневник», «российские КамАЗ и ГАЗ под воздействием кризиса потребовали от своих белорусских контрагентов (в частности, от «Белшины») уменьшить на 20% цены на поставляемые комплектующие и увеличить до 60 дней отсрочку платежей. Компании из Юго-Восточной Азии по тем же причинам требуют пересмотра контрактов на поставку калия или даже отказываются от них. Некоторые перестали платить – дебиторская задолженность «Беларуськалия», одного из главных в этом году источников поступления валюты в государственную казну, с августа по середину октября увеличилась почти на 30 млн долларов. Белорусские экспортеры – чем дальше, тем сильнее – втягиваются в эпицентр другой составляющей мирового финансового коллапса – кризиса неплатежей. Это опасно вдвойне, потому как кризис неплатежей имеет еще обыкновение взаимодействовать с кризисом ликвидности».

Впрочем, крупные белорусские предприятия, как считают некоторые эксперты, могут в нынешних условиях даже оказаться в выигрыше. «Как показал опыт США, России, больших всегда спасают. Они с удовольствием спишут свои непрофессиональные и некомпетентные решения на кризис и получат поддержку из бюджета». Что касается приватизации как способа привлечения необходимых внешних ресурсов без роста внешней задолженности, то в нынешних условиях он государству невыгоден. «Это надо было делать год-два назад, когда цены на активы были высокие. А теперь это самое плохое с точки зрения хозяина время продавать предприятие. Если оно условно стоило 1 млн долларов, то теперь придется продавать за 100 тысяч», – заявляют экономисты.

ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Из-за финансового кризиса и проблем в строительной отрасли, металлургии, производстве минеральных удобрений бюджет недополучит миллионы долларов. Как прогнозируют в научно-исследовательском центре Мизеса, «правительство окажется не в состоянии выполнить планы по росту зарплат, пенсий. Закончится потребительский бум, больше денег придется отдавать на питание, услуги ЖКХ, обслуживание кредитов. Скорее всего, многие, кто брал кредиты на строительство жилья, будут не в состоянии их обслуживать. Не исключено, что фактором, препятствующим развитию кредитования, станет инфляция. Процентные ставки в рублях вырастут до 20 и более процентов, что не сулит ничего хорошего. А инфляция будет расти. В Азии повышение инфляции до 10% рассматривался как кризис, в США инфляция до 5% уже считается чрезвычайно высокой. А для нас 15-20% – как будто так и надо. По стандартам наша инфляция зашкаливает за все показатели кризиса».

Что касается инфляции, то ,по данным экспертов МВФ, незавидная пальма первенства в СНГ по прогнозируемым темпам роста цен в текущем году будет принадлежать Украине – 25,3%. Беларусь с показателем 15,3% располагается где-то в середине. Прогноз на будущий год неутешительный. «Замедление роста мировой экономики отрицательно скажется на спросе на белорусский экспорт, в то время как повышение цен на газ приведет к ухудшению условий торговли. При этом доступ Беларуси к внешнему финансированию может стать более ограниченным. В целях сохранения стабильности в сложных внешних условиях потребуются меры для компенсации заявленного правительством повышения заработной платы. Эти меры должны включать сокращение государственных программ, финансируемых через принадлежащие государству банки, и стимулирование более гибкого подхода к установлению заработной платы предприятиями. Гораздо более значительную часть недавних и будущих повышений цен на энергоносители следует переложить на потребителей», – рекомендует МВФ.

Оставить комментарий