ПОЙДЕМ В КИНО!

Я до сих пор помню очереди: сначала в кассу кинотеатра «Пионер» за синим билетиком ценой 30 копеек на детский утренний сеанс, на котором тетенька писала ручкой заветные номера ряда – места. «Можно первый и посерединке?» А потом в буфете – за пломбирным стаканчиком. Вкус этого 19-копеечного праздника сейчас и сравнить не с чем. Для многих советских детей с этого начинался поход в кино – с неподдельной радости, что вот сейчас потухнет свет и…

Потом все как-то постепенно сошло на нет. Разруха начала 90-х поставила на грань исчезновения отечественную киноиндустрию в общем и кинопрокат в частности. Не стало фильмов, обветшали кресла, закрылись буфеты, в кинотеатрах начали обустраиваться фирмочки-арендаторы. Если обратиться к статистике по Беларуси, то, например, в 80-е годы прошлого столетия каждый житель страны ходил в кино 10 раз в год, а в конце 90-х – почти в 10 раз (!) меньше. То есть, по сути, не ходил вообще.

На дворе 2008 год. Как обстоят дела в столичном кинопрокате, вернулся ли зритель в кинозалы, что нового покажут нам осенью, каким подарком порадуют к новогодним праздникам – на эти вопросы корреспондент «ЭН» попросил ответить генерального директора УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома Василия КОКТЫША.

НАШЕ НАСЛЕДСТВО – КИНОТЕАТРЫ-ДВОРЦЫ

– Сколько сейчас в Минске кинотеатров, оборудование которых в состоянии принять современное кино?
– У нас приведены в соответствие международным стандартам такие кинотеатры, как «Аврора», «Берестье», «Беларусь», «Москва», «Октябрь», «Победа», «Центральный», «Дружба», «Пионер», «Салют». В некоторых из них, а также в «Мире» и Доме кино, оборудованы залы повышенной комфортности. Увеличено расстояние между рядами, стоят более удобные кресла. К сожалению, киномебель у нас никто не производит. Поэтому для «Беларуси» пришлось закупать кресла в Испании. Если говорить о качестве воспроизведения фильма, то в той же «Беларуси» на экране зритель видит без малейших искажений все, что заложено на кинопленке: от цветопередачи и технических новинок в создании спецэффектов до звука. Такую современную аппаратуру, как здесь, вы не во всех хороших европейских кинотеатрах встретите.

– Впрочем, так же, как и таких огромных залов…
– Мы имеем то, что построено в период советской гигантомании. Такие кинотеатры-дворцы – очень тяжелая экономика. Попробуйте найти фильмы, которые смогут обеспечить наполняемость 1.340 мест «Октября» или 900 – «Москвы» хотя бы на вечерние сеансы. Таких картин в год может быть не более шести-восьми. В остальное время загрузка залов невысокая, мягко говоря. Поэтому пришлось воссоздавать такую «советскую» форму работы с детской аудиторией, как кинолектории, работать в формате организованных киносеансов.

НЕ ЗА ГОРАМИ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
– А почему в минских кинотеатрах нет такой популярной везде формы работы, как организация ночных сеансов?
– Пробовали. В эксперименте участвовал «Центральный». Летом приезжали зрители, даже на велосипедах. Но это было очень небольшое количество посещений, и программу пришлось свернуть. У нас последние сеансы начинаются, самое позднее, в 22.00. Зритель хочет успеть на метро. Минск ведь не богемный город.

– Какова на сегодня статистика средней посещаемости кинотеатров минчанами?
– По прошлому году цифры такие: в среднем 3 млн 730 человек, или 2,3 посещения каждым жителем столицы. Это обнадеживающие данные. В 2006 году зрителей было всего 720 тысяч, из которых более 50% – «организованные» дети. Кинопрокат на 70% дотировался из городского бюджета. Но уже в 2007-м картина существенно изменилась. Наконец-то в кино пошли взрослые.

– Что помогло столичному кинопрокату начать «вторую жизнь»?
– В 1997 году было принято решение Мингорисполкома объединить все кинотеатры под «крышу» созданного УП «Киновидеопрокат». Сейчас за счет прибыльности центральных кинотеатров развивается вся киносеть города. Каждый год составляется и выполняется бизнес-план, в котором четко сформулированы приоритеты и задачи. Сейчас готовится новая программа развития кинотеатральной сети Минска до 2012 года. В ней в том числе прописаны пункты, касающиеся создания кинозалов, работающих по цифровым технологиям XXI века.

МИНСКИЙ МОНОПОЛИСТ КИНОПРОКАТА

– Работают ли в Беларуси частные прокатчики?
– Законодательство разрешает купить земельный участок, построить на нем кинотеатр и крутить что хочешь. Но до сего дня все устремления частников ограничивались тем, что они хотели приватизировать уже работающий кинотеатр, обязательно в центре, в который вложены наши деньги. Какой хозяин добровольно отдаст то, что приносит ему прибыль? В свое время мы предлагали: забирайте «Дружбу», «Электрон». Но никто не захотел связываться – далеко от центра. Так что на сегодняшний день «Киновидеопрокат» – монополист в этой отрасли.

КОМУ «АДМИРАЛ», КОМУ «ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ-2»

– Показы фильмов производства Беларуси являются «обязаловкой» для прокатной организации Минска?
– С белорусскими фильмами все сложно. Хотя «Анастасия Слуцкая» неожиданно для нас была хорошо принята зрителями. На нем мы заработали, что касается остальных – хвастаться нечем, к сожалению. Хотя в кинотеатре «Беларусь» мы планируем периодические показы белорусских картин прошлых лет – один день каждого месяца.

– Какими фильмами порадуете минскую публику в ближайшее время?
– Всеми значимыми, объявленными мировым прокатом. Без каких бы то ни было отставаний. В этом заключается наш основной принцип работы. Несмотря на то, что цены на мировые премьерные картины немаленькие (стоимость одной копии может доходить до 100 тысяч долларов – прим. авт.), мы сознательно идем на такие расходы. Ведь выход очередной киноновинки всегда сопровождается широкой рекламой, во многом за счет самих производителей картины. Мощно отрекламированный фильм соберет много зрителей. Значит, заработаем денег.

Начиная с середины октября, в кинотеатрах города пройдут премьеры осени 2008 года: анимации «Сезон охоты-2», США, «Приключение Аленушки и Еремы», Россия, «Мадагаскар-2», США, комедия «Нереальный блокбастер», США, молодежный боевик «На скейте от смерти», Франция. С 9 октября начинается широкий мировой показ дорогой российской исторической драмы «Адмирал» об Александре Колчаке. В этом фильме главные роли исполняют Константин Хабенский, Лиза Боярская, Сергей Безруков. Что еще? Российский боевик «Непобедимый», английская комедия «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть». В общем, разнообразие жанров на любой вкус.

– В прошлом году настоящим подарком к Новому году стал фильм «Ирония судьбы. Продолжение». Чем порадуете зрителей в конце 2008-го?
– Сейчас на стадии покупки фильмы российского производства, которые выйдут в прокат ближе к концу года. Это, конечно, картина Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Но настоящим подарком, я думаю, станет фильм «Любовь-морковь-2». Зрители смогут посмотреть его в кинотеатрах Минска начиная с 25 декабря. А в начале 2009 года пусть радуются поклонники Comedy club – в прокат пойдет «Самый лучший фильм-2».

Первый в России мультиплекс на 9 залов появился в Москве в 1999 году.
Первый в Беларуси мультиплекс на 5 залов открылся 12 сентября 2008 года в Минске. Реконструкция и переоборудование «Беларуси» обошлись в 12 млн долларов. 2/3 киноэкранов Великобритании находятся в мультиплексах, в Америке таких – 80%, в Германии и Франции – 50%.

Фильмы – лидеры белорусского проката за последние 5 лет (официальные данные УП «Киновидеопроката» Мингорисполкома)
2003 – «Матрица»
2004 – «Троя»
2005 – «9 рота»
2006 – «Дневной дозор»
2007 – «Ирония судьбы. Продолжение»

В Минске за январь-июнь 2008 г. показано: 140 новых фильмов, а всего с ретроспективами – 934 кинокартины. Из них, если говорить о новых: 10,7% – российское, 37,9% – европейское, 36,4% – американское, 13% – другие страны, 1,4% – белорусское кино.

В 1997 г. коэффициент посещаемости (количество посещений/год) кинотеатров в мире составил: Австралия – 3, Европа – 1,39, Америка – 1,85, Азия – 1,84, Африка – 0,4, Беларусь – 1, Россия – 0,3.

Оставить комментарий