НИНА КАРПАЧЕВА: «МОРЯКИ С «ФАИНЫ» НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ИДУТ В ОПАСНУЮ ЗОНУ»

Уже больше недели граждане Украины жадно ждут новостей из далекой Кении. 25 сентября у берегов этой африканской страны сомалийские пираты захватили греческий сухогруз «Фаина» на борту которого находились 3 гражданина Российской Федерации, 1 гражданин Латвии и 17 граждан Украины. По утверждению министра обороны Украины Юрия ЕХАНУРОВА, сухогруз вез в Кению 33 танка Т-72, боеприпасы и гранатометы. Однако заместитель пресс-секретаря 5-го флота США в Бахрейне, лейтенант Натан КРИСТЕНСЕН заявил, что оружие предназначалось для «неизвестных покупателей в Судане».

Эту же информацию подтвердил глава Восточно-Африканской программы по поддержке моряков Эндрю МВАНГУРА. «Пираты заявили, что, согласно документам, оружие на борту украинского корабля предназначено для Южного Судана, – сообщил он. – При этом бандиты грозятся предоставить всю информацию прессе, если в ближайшее время не будут выполнены их требования о выкупе в размере $20 млн». От того, не везли ли оружие в Судан, нарушая тем самым запрет ООН, во многом зависит дальнейшая судьба моряков. Если все было официально и в соответствии с международным правом, то есть вероятность, что пиратам заплатят выкуп и семьи увидят своих близких. (Такой опыт у украинцев есть. Несколько месяцев назад были выкуплены заложники судна «Леманн Тимбер».)

Если речь все же о контрабанде, то слишком много желающих, чтобы возможные свидетели навсегда замолчали.
О пиратах и их жертвах мы побеседовали с уполномоченной Верховной Рады Украины по правам человека Ниной КАРПАЧЕВОЙ.

– Кому все-таки принадлежит груз «Фаины»?
– Груз принадлежит министерству обороны Кении. Как уверяет министр обороны, это уже третья поставка, был официально подписанный контракт. Так написано в документах.

– Вы их видели?
– Нет. Я не прокурор, чтобы смотреть документы. Груз, вооружение – не моя задача. У меня задача другая – помощь людям.

– Насколько вероятен силовой вариант освобождения?
– К сожалению, такой вариант вероятен. У меня прямая информация на этот счет. Украинская сторона, надеюсь, к этому будет непричастна. Но силовой захват не исключается самой Кенией, поскольку она – собственница груза. Деньги за него Украина уже получила. Однако само это африканское государство осуществить силовой вариант не способно. Возможно, кенийцы обратятся за помощью к США.

– Как вы считаете, в сложившейся ситуации виноват грузоотправитель? Или причины стоит искать намного глубже?
– Вину, как вы знаете, устанавливает суд. Заменять собой его я не намерена. Как уполномоченный по правам человека я озабочена тем, чтобы вернуть всех членов экипажа. Вне зависимости от их гражданства. Так же, как это было в ситуации с судном «Леманн Тимбер», экипаж которого удалось освободить при моем непосредственном участии. В данном случае ситуация сложнее, поскольку на судне, мягко говоря, нестандартный груз. Столкнулось слишком много интересов. В том числе, полагаю, и России.

– Может, поясните?
– Думайте сами. На борту захвачены граждане нескольких государств. Известно, какие страны являются ведущими экспортерами оружия. США на первом месте, Россия – на втором, мы – после Германии и Франции. Украина в клубе торговцев оружием. Оружие, находящееся на «Фаине», может стать причиной смерти 21 человека из состава экипажа. Возможно, погибнут и спецназовцы, которые примут участие в «освобождении». Но моряки, скорее всего, погибнут все. Поэтому и приехали ко мне из Одессы и других городов Украины жены, сестры, дети моряков, находящихся в плену. Думаю, вместе мы найдем приемлемый вариант. Лишь бы горячие головы не оценили жизни моряков ниже стоимости груза.

– Что вы собираетесь предпринимать дальше для спасения моряков?
– Все. Я работаю с высшими должностными лицами. С МИД, службой внешней разведки, министерством транспорта, министерством обороны. Вынуждена работать со всеми структурами, которые имеют причастность к подписанию этого контракта. Еще есть крюнинг, который занимается этими вопросами. Они, кстати, и отвечать должны, поскольку в правовых отношениях члены экипажа находятся с украинской компанией-менеджером Tomax Team Inc. Я не знаю, согласится ли кенийская сторона участвовать в компенсации пострадавшим, но владелец судна должен немедленно нанять профессиональных переговорщиков, которые должны договориться о сумме выкупа за членов экипажа. Но это не первый и не последний случай захвата сомалийскими пиратами зарубежных судов. Это проблема мирового масштаба.

Я писала письмо президенту Украины Ющенко с тем, чтобы он инициировал в ООН создание специального комитета по борьбе с морским терроризмом. Это одна проблема. Вторая – в Сомали, по моему мнению, гуманитарная катастрофа. Страна на грани выживания. Население нищенствует. Пока там такая экономическая ситуация, подобные пиратские захваты будут продолжаться. А значит, завтра мы будем встречаться по другой ситуации, по третьей, по десятой. Я буду выходить за рамки своих полномочий, поскольку крюнинговая компания этих женщин на порог не пустила. С ними встретился пока только замминистра транспорта, а министр иностранных дел… Я понимаю, что король Швеции – это очень важно. Но посмотреть в глаза попавших в беду, помочь им еще важнее.

– Можно ли сказать, что с украинской стороны после случая с «Леманн Тимбер» не было сделано никаких выводов?
– Нет. Выводы были сделаны очень серьезные. Ведь в этот раз застрахованы не только груз, не только судно, но и жизни моряков. Если с ними что-нибудь случится, то страховщики все окупят. Все продумано. Даже на случай захвата пиратами. Их «Леманн Тимбер» научил. Не научил моряков. Они опять не знали, что идут в опасную зону. Они не оставили контракты родственникам, а взяли с собой. И родственники даже не знали, что их близкие застрахованы. Если наши моряки не имеют возможности плавать под флагом Украины и бродят по иноземным водам под чужими знаменами, то происходить это будет постоянно. До тех пор, пока мы не ратифицируем целую серию конвенций МОТ, защищающих моряков во время их найма. Значит, нужно ставить под контроль действия крюнинговых компаний. Сейчас же они работают вне правового поля. Правда, должна уточнить, что Tomax (компания, нанявшая моряков) пока имеет неплохую репутацию.

Оставить комментарий