ОН НАС НЕ ВИДИТ, ИЛИ «СМОТРИМ ШЕКСПИРА» СЕРДЦЕМ

Понятно, великому англичанину уже не до нас, смертных. Зато нам – до него, гения. Вернее, до его пьес. Современность которых, созданных чуть ли не в библейские времена, поражает воображение всех последующих поколений. Впрочем, любовь, ненависть, добро, человеческие радости тоже особых изменений в веках не претерпели.

Сюжеты из простой жизни и хроники летописцев властей предержащих – исторические параллели очевидны всем, имеющим разум, сердца, глаза и уши. Возможно, гениальность Шекспира в том, что он оказался в нужном месте в нужный час, сумел правильно опоэтизировать обыденность, развенчать пороки, восхититься верностью, научился ценить красоту внешнюю и внутреннюю. В том, что не поддающаяся измерению глубина его пьес позволяет свободно плавать в волнах творчества, не сталкиваясь, многим поколениям интерпретаторов. Да порой таких, что сам классик изумился бы их трактовкам. И прекрасно. Потому что в этом и заключается великая сила настоящего искусства – в его животворящей в веках энергии.

Однако к делу. Думаю, достаточно сказано о том, почему именно Шекспир был выбран организаторами в качестве основы проходившего осенью этого года в Минске международного театрального фестиваля «Смотрим Шекспира». Настала очередь представить тех, кто выступал «дарителями» этого форума, – именно ОАО «Белгазпромбанк» и Белорусский центр Международного института театра (ЮНЕСКО). Хвала им, думающим о культурной составляющей среднего класса населения, основной генерирующей силе любого государства. Как и тем, кто смог привезти и показать белорусам шекспировские спектакли, несмотря на экономические, таможенные и иные преграды.

Заявленная международность в этом году была представлена нашими ближайшими соседями, Литвой и Россией. Вильнюсский театр «Мено Фортас» привез «Отелло», трагедию в постановке Эймунтаса Някрошюса. Из Санкт-Петербурга приехал академический театр им. В.Комиссаржевской с комедией «Сон в летнюю ночь» Александра Морфова, знаменитого болгарского режиссера. Два остальных спектакля осенней «шекспириады» известны белорусской театральной общественности. Это «Макбет» (реж. Альгирдас Латенас) Национального театра им. Я.Купалы и «Укрощение строптивой» (реж. Валентина Еренькова) Национального театра им. М.Горького.

Особое внимание знатоков привлекла культовая постановка «Отелло» по-литовски. Так случилось, что со времени мировой премьеры, состоявшейся весной 2001 года, спектакль Някрошюса смогли увидеть зрители многих стран. Кроме ближайших соседей-белорусов. И вот наконец-то гениальная интерпретация хрестоматийной трагедии добралась до нас. К сожалению, в Минск не смог приехать сам великий Эймунтас. Востребованный на разрыв, он ставит оперу в Большом театре в Москве. Отлично. Им – музыкальность будущего, нам – драматизм прошлого. Важно другое. Все его «дети»-спектакли узнаваемы и имеют схожие черты при всей своей непохожести. Это, как визитная карточка, тот уникальный, оригинальный язык театральной постановки, который позволяет режиссеру раскрыть в пьесе то, что ему кажется важным, идет из глубины человеческого гения. То, что не надо понимать напрягаясь. То, что слушается сердцем, свободным от математики.

Оставить комментарий