ПерForMan’s, или Какие «Новинки» бывают в Беларуси

В субботу вся площадка перед Музеем современного изобразительного искусства была истоптана черными следами. Не просто потому, что там прошлась толпа с немытыми ногами…

Почему следы черные? Потому что весь день на проспекте Ф.Скорины укладывали свежий асфальт. Почему следы вели к Музею современного изобразительного искусства? Потому что именно в субботу, 4 сентября, люди шли по свежеуложенному асфальту на открытие шестого фестиваля перформанса «Новинки». Что такое перформанс? Как ни растолковывай действо – прежде всего это дело вкуса. И вкуса весьма изощренного. Само слово «performance» в переводе с английского обозначает «исполнение», «представление» и даже «подвиг». Да, в некоторых случаях действительно есть что-то героическое. Перформанс – взгляд на обыденные вещи с необыденной стороны. Здесь важен не только результат, но и сам процесс. Проще говоря: «Умные люди пытаются изобразить свои идеи, остальные пытаются изобразить, что все понимают». Именно для этого несколько десятков человек с полудня до вечера толпились в душном помещении музея. Хотя бы раз в жизни это нужно увидеть, пусть только для того, чтобы решить – полноценно ваше существование без подобного альтернативного искусства или нет.

В первый день зрители постепенно входили во вкус, начиналась череда представлений гостей из разных стран мира – США, Великобритании, Эстонии, Финляндии, Польши и Беларуси. Кто-то ел волосы, кто-то женился на всех желающих, не взирая на пол и возраст, а кто-то поведал собравшимся о том, в каких муках рождался рок-н-ролл… Битье посуды, лужи по всему полу, марш Мендельсона – все смешалось и оставило свой роковой отпечаток в сознании каждого смотрящего… …На следующий день зрителей собралось как минимум в два раза больше. Стало не только душнее, но и гораздо увлекательней. И снова лужи на полу, дым сигарет, красные пятна на скатерти. Если всю первую половину дня основные разговоры велись вокруг американца, сидящего на дереве посреди проспекта в розовой пижамке, то после перерыва настала кульминация.

Перформанс финна состоял из трех частей и начинался в помещении театра, где он, стоя со скворечником на голове с сигаретой вместо жердочки, многозначительно позировал перед фотокамерами. Вторая часть по плану автора должна была продолжиться на самой площади Якуба Коласа.

Сотня людей с фото- и видеосъемкой, послушно идущая к памятнику за человеком, похожим на типичного питерского бомжа, вызывала недоумение у зевак. А когда этот странного вида гражданин подошел вплотную к увековеченному писателю и стал полировать его ботинки, а собравшаяся толпа принялась все это азартно фотографировать – недоумение достигло своего апогея! Перформер успел отполировать второй ботинок к тому времени, как явились негодующие стражи порядка и поспешно стали разгонять любителей искусства от городской достопримечательности. Разбираться было некогда, неожиданное скопление людей выглядело подозрительно, и бдительные блюстители попытались задержать того, кто первым попался под руку. Развитие перформанса пошло по двум направлениям: пока главный затейник под шумок перешел на другую сторону проспекта и продолжал творить под надзором десятка человек, остальная и основная масса людей переметнулась на общение с милиционерами. Все закончилось как-то постепенно – финн испарился, зрители вернулись в музей и посмотрели выступление ветерана перформанса из Польши.

Завершался фестиваль выездом на природу – холм в деревне Строчицы. Здесь перформансы проходили не только поочередно, но и параллельно. Темы выступлений были максимально посвящены единению с природой – питье лужи со сливками, посев хлеба в обнаженном виде, купание в речушке, кидание грязью в зрителей… Самое главное – все были счастливы, даже когда вытряхивали песок из волос и оттирали пятна от травы с одежды. В город возвращались двумя уставшими, но довольными автобусами с верой в то, что когда-нибудь перформанс будет и у нас неотъемлемой частью культурной жизни.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!