СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ: «РУССКИЙ ПЕРЕВАРИТ ЛЮБЫЕ «АМЕРИКАНИЗМЫ»

«Уважаемая публика! Администрация Сергея Трофимова предупреждает, что во время концерта видеосъемка запрещена. Фотографировать можно. Нарушителей охрана будет выводить во двор и… наказывать», – хохот в зале! Контакт со зрителями КЗ «Минск» был установлен только этой фразой, сказанной с ернической интонацией. Стало понятно, что ожидает гостей.

Яркая смесь скоморошьей раскованности «живого» бард-рока, лишенного амбиций «попсы» вкупе с мастерством, личным обаянием и умом. Это все и было на концерте. Плюс прекрасное настроение публики от общения с любимым артистом.

Но сегодня я хочу представить вам совсем другого Трофима. Вы, скорее всего, даже не догадываетесь о том, что Сергей Трофимов – ученый, серьезный исследователь, занимающийся проблемами словесности, влиянием языков на культуру народов. Его работы опубликованы во многих научных журналах. Кроме того, он – член Союза писателей России. Вклад его в дело возрождения исторических традиций и национального самосознания, духовного и нравственного становления российского общества отмечен в 2006 году медалью «За служение Отечеству» III степени…

«Я сегодня никуда не тороплюсь. В Беларуси у меня запланирован еще один концерт, в Витебске. Поэтому после выступления все желающие смогут получить автографы», – и Сергей Трофимов выполнил свое обещания. Хотя этот «доступ к телу», по выражению самого музыканта, оттянул по времени назначенное после концерта эксклюзивное интервью еженедельнику «Экспресс НОВОСТИ».

– Недавно опубликованные данные заставили бить тревогу прогрессивных белорусов – национальный язык попал в передовой отряд вымирающих…
– С проблемой вымирания национальных языков сталкиваются во многих европейских странах. Говорят, что французский тоже вымирает. Русский, украинский… Сейчас надо всеми довлеет новая «религия», имя которой – американская демократия и сопровождающие ее «ценности». Идея этого «веро­исповедания» такова, что жить нужно сегодняшним днем, ради приобретения всяких «материальностей». Но суть ее мертва – что ты отсюда возьмешь, когда придет твое время? Машины, технику, деньги? Как пришли в этот мир безо всего, так и уйдем. Люди об этом забывают, настолько привлекательна для них эта бездуховная цивилизация потребления. Ибо она дает какие-то прельстительные сиюминутные блага. Постепенно вместе с этой «религией» происходит американизация культуры и, естественно, языка. Именно они могут стать первыми «жертвами», расплачивающимися за мировую глобализацию.

– Каким образом крупная цивилизованная нация может сохранить свой язык и культуру?
– Ни люди, ни государственные программы по сохранению не могут эффективно противостоять разрастающемуся потребительству. Только наличие национальной идеи, замешанной на вековых традициях воспитания. Принять «американизмы» славянским народам тяжело, так как веками нас воспитывали на другом – здесь, на Земле, мы гости, а впереди – Царствие небесное. Наработанные нашими предками нравственные приоритеты и философские концепции приведут к тому, что Европа обратит внимание на Россию, Беларусь, как на более чистых в моральном и духовном плане носителей этнобиогенеза.

Но нельзя не признать, что наша ментальность сильно подпорчена глобализацией. Рожать стали меньше, зато больше травиться всякой дрянью. Минимизация бытовых проблем, улучшение условий жизни неизбежно приводят к тому, что не занятые трудом руки и мозг начинают извращаться по принципу «чем бы себя, родного, потешить?». А хорошее ведь всегда приходит в голову вторым, после плохого.

– По-вашему выходит, что только замкнутые, «чистые» этносы сегодня могут сохранить в неприкосновенности свои корни?
– На Земле живет огромное количество малых народностей. Причем численность такой национальной группы может достигать «астрономических» значений. Человек 250-300. У них свой язык, культура, традиции, обычаи. Сознательно ограждая себя от остального мира, эти народы существуют долго и, наверное, счастливо. В противном случае они нашли бы возможность слияния хотя бы с ближайшими соседями. Не хотят. Почему? Что им мешает? Я думаю, в первую очередь, это наличие национальной идеи. Та религия, пускай шаманская, которая не пускает их в большой мир. Держит в вековой неприкосновенности культуру и язык, тем самым сохраняя их.

– Но в этом случае остается открытым вопрос с развитием?
– А вы уверены в том, что им так уж необходимо это развитие? Не вымирают – уже хорошо. Возможно, на генетическом уровне они знают о том, что любые этапы развития перемежаются периодами спадов, что у малых народов может быть равносильно исчезновению.

– Изучая историю происхождения национальной словесности, вы можете отметить периоды развития русского языка?
– Во-первых, что такое русский язык по своей сути? Это пестрая смесь языковых групп многих народов древнего и не очень мира. Исторические факты свидетельствуют о том, что основу Древней Руси составляли выходцы из Ирана – великие охотники и воины, которые пришли в Причерноморье и предложили за умеренную плату защиту и покровительство более 110 народностям, живущим на данной территории. Собственно, здесь началось формирование фундамента русского языка, основой которого, по мнению многих лингвистов, является санскрит. Появление на славянских территориях северных товарищей насытило местные способы общения языками финно-угорской группы. Более позднее знакомство с татаро-монголами вылилось в обогащение тюркскими наречиями. Все эти исторические вливания русский язык вплетал в себя и таким образом развивался. Хотите интересную статистику о составляющих современного русского языка? Это где-то примерно 20% славянских, 40% финно-угорских, 10% тюркских, а остальное – непосредственно русских, то есть иранских слов. В нем сплелись разные культурные, религиозные, воинские, общественные школы. Он исторически мобилен и до сих пор вбирает в себя некие мировые понятия, переосмысливает их и выдает что-то новое. Такая жизнестойкость поможет ему, в конце концов, «переварить» все современные «американизмы». Так что слухи о смерти русского, да и белорусского, скорее всего, сильно преувеличены. Дело за малым – обрести утраченную национальную идею, читай – веру.

СПРАВКА «ЭН»

Родился в Москве 4 ноября 1966 года. С 1973 по 1983 год был солистом хоровой капеллы мальчиков при институте им. Гнесиных. Учился в Московском институте культуры и в Московской консерватории (кафедра теории и композиции). В 1987 году начал концертную деятельность в качестве рок-барда. В 1991-1993 годах служил в церкви (певчий регент подьячий). В качестве поэта и композитора работал с группами «Рондо», «Ласковый май», Вахтангом Кикабидзе, Лаймой Вайкуле, Ладой Дэнс, Александром Маршалом, Николаем Носковым. Его музыкальные выступления под псевдонимом Трофим начались в 1994 году. В 1995 году появился первый альбом Трофима «Аристократия помойки. Часть 1». Скоро поклонники певца смогут порадовать себя очередной новинкой. Осенью 2008 года появится 12-й диск Трофима «Я живу в России». Женат. Двое детей. Живет в Москве.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о