НА КРЫЛЬЯХ ПОМОЩИ

Доверять или не доверять людям в белых халатах – личное дело каждого. «Скорая» не приехала вовремя». «Хирург допустил ошибку». За избитыми заголовками таблоидов мы зачастую забываем, что врач – это, прежде всего, благородная профессия. Это работа вопреки смерти, борьба человека за чужую жизнь. Получая невысокую зарплату, врачу проще всего повесить белый халат в шкаф и уйти из профессии. Однако он почему-то продолжает бороться за жизнь, следуя велению сердца. Оттянуть свидание человека со смертью помогает белорусская служба Санавиации.

АВИАТОРЫ-ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Руководитель клинического отдела республиканского научно-практи­ческого центра травматологии и ортопедии Анатолий ПЕТРЕНКО сидит в своем кабинете за деревянным столом. На столе – телефонный аппарат. Сегодня с утра он молчит. Рядом на столике лежит мобильный, который тоже исполняет роль рабочего телефона. Мобильный издает сигнал. Анатолий Максимович поднимает трубку и начинает что-то оживленно говорить. «Сегодня пасмурная погода, – обращается он ко мне после телефонного разговора. – Скорее всего, вызовов не будет. И, признаться, мы этому только рады». Понять радость врача несложно, если вы знаете, чем занимается служба Санавиации. Здесь работают нейрохирурги, которые имеют дело с травмами позвоночника. Авария, падение с высоты, травма при купании – работники службы выезжают к месту трагедии и выполняют сложные, «ювелирные» операции. «До 1980-го года на территории Союза, – рассказывает Анатолий Максимович, – уже существовали специальные центры, где применялись современные методы лечения и хирургией позвоночника занимались в более широком масштабе: в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове. Беларусь в этом плане значительно отставала. И тогда было решено каким-то образом сделать так, чтобы в нашей стране тоже началась большая хирургия позвоночника. В результате к 1985 году было создано отделение патологии позвоночника и научная лаборатория на базе Института травматологии».

Первое время отделение занималось разработкой и внедрением новых технологий. Вскоре работа дала результат. Уже к 1990 году в Беларуси были практически внедрены современные методы лечения переломов позвоночника. От лечения переломов специалисты отделения постепенно перешли к патологиям позвоночника: костным опухолям, сколиозу. В 1985 году на базе отделения на свет появилась и бригада нейрохирургов по оказанию экстренной помощи на территории всей республики.

«ОПЕРИРУЕМ НА МЕСТЕ»

«Тогда это еще была Санавиация, – вспоминает Анатолий Петренко. – У нас были свои самолеты и вертолеты. Было очень удобно – в течение полутора-двух часов мы могли оказаться в самой отдаленной точке Беларуси. Могли оказывать квалифицированную помощь практически в первые 6 часов после травмы, что значительно улучшало результаты лечения. Ведь здесь существует прямая связь. Результат лечения непосредственно зависит от времени с момента начала оказания помощи. Особенно у больных с грубыми повреждениями спинного мозга».

С появлением в Беларуси Санавиации в отделение патологии позвоночника пошли звонки из областных больниц. «Каждый врач Беларуси знает о нашем существовании, – рассказывает Анатолий Максимович, – при поступлении больных они звонят нам. В зависимости от конкретной ситуации мы даем консультацию по телефону либо приезжаем по вызову. В связи с тем, что наши бригады укомплектованы специалистами высокой квалификации как минимум первой категории чаще всего мы оперируем прямо на месте».

САНАВИАЦИЯ НА КОЛЕСАХ

Сегодня Санавиация утеряла свое былое название. Теперь это МЧС. Правда, специалисты отделения называют свою работу по-старому. Самолеты и вертолеты они уже давно не используют. «В настоящее время у нас есть две «газели» – говорит Анатолий Петренко. – Конечно, это не лучшая машина, но в перспективе нам должны дать более современные, скоростные и комфортные. Машины чередуются – ездят через день. Естественно, расстояние в 300 километров для такого автомобиля – многовато. Хотя мы и пользуемся мигалками, до самой отдаленной точки Беларуси все равно нужно добираться как минимум 4 часа». Как признаются специалисты Санавиации, усложняет перемещение к больному и культура белорусских водителей. Зачастую даже при включенных мигалках Санавиации автомобилисты не уступают дорогу. А некоторые, из числа наиболее находчивых, попросту пристраиваются к «газели» сзади и создают тем самым аварийную ситуацию. Но другого выбора, как добраться до больного, у Санавиации нет. От самолетов пришлось отказаться из-за финансовых проблем. Дорогое топливо, ремонт. Так что последний раз Анатолий Петренко прилетал по вызову на самолете в 1995 году.

НЫРЯЛЬЩИКИ

В своих буднях Санавиация имеет дело с некоторыми категориями людей, каждой из которых даже дано свое специ­фическое название. В период летних отпусков – это «ныряльщики». Завоеватели водоемов и рек, которые чаще всего неудачно приземляются головой о мель и попадают в больницу с травмами шейного отдела позвоночника. «Ныряльщики – наш бич, наше горе, – вздыхает Анатолий Петренко. – На 98% – это мужчины самого работоспособного возраста (25-30 лет). И чаще всего это мужчины нетрезвые».

Хотя в сравнении с предыдущими годами ныряльщиков стало значительно меньше. Как в целом изменилась и сама специфика травматизма. «Раньше, когда мы только начинали, у нас существовала четкая сезонность, – говорит врач. – Летом – ныряльщики. Зимой – все остальные. Сейчас, к сожалению, очень часто происходят бытовые травмы, и в особенности автомобильные. Если брать только этот год, автомобильные травмы сравнимы с самыми жаркими днями года, когда у нас обычно больше всего травматизма среди купальщиков».

МЕХАНИЗАТОРЫ

Раньше в услугах Санавиации часто нуждалась и еще одна категория белорусов – механизаторы. «Уборочная пора, – описывает ситуацию Анатолий Максимович. – Пьяный механизатор. Каких только нелепых случаев не было. Например, его давит собственный комбайн, под колесами которого механизатор прилег отдохнуть, но забыл снять машину со сцепления».

Однако в 2008 году из областных больниц механизаторы в Санавиацию не обращались. Анатолий Петренко связывает это с улучшением условий труда. «Когда появился нормальный контроль, – рассказывает он, – и были созданы определенные условия, эта проблема исчезла. Я даже не могу вспомнить, когда к нам поступал последний комбайнер. Лет 7 назад. Все-таки при определенных условиях труда можно добиться резкого снижения травматизма. К примеру, в этом году из организованных пляжей Минска к нам практически не поступали ныряльщики с травмами шейного позвоночника. В основном больные поступают с диких пляжей, где алкоголь и бесконтрольность».

СВОБОДНЫЕ ВАКАНСИИ

За годы существования отделения патологии позвоночника местными специалистами были разработаны собственные нововведения. Здесь фактически нет ни одного сотрудника, который бы не участвовал в какой-либо научной разработке и ее внедрении в жизнь. Поэтому, если на первых порах специалисты отделения использовали разработки Москвы и Харькова, сегодня белорусские нейрохирурги способны работать на собственноручно созданной базе, выполняя самые сложные операции. Если учитывать, что при тяжелых повреждениях спинного мозга летальность до сих пор остается очень высокой, такое достижение дорогого стоит. В то же время сотрудники отделения пытаются сделать так, чтобы нейрохирурги появлялись и в областных центрах. «К сожалению, – признается Анатолий Петренко, – этот процесс развивается медленно. И в первую очередь это связано с общей нехваткой специалистов».

ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ БОЛЬШЕ

Сегодня рабочий телефон руководителя клинического отдела так и не зазвонил. Анатолий Максимович закрывает дверь на ключ и идет делать обход отделения. «Если у нас есть вызов, – говорит он мне, – значит, это очередная трагедия. Значит, очередная тяжелая травма, которая, к несчастью, стоит рядом со смертью и тяжелой инвалидностью. Поэтому, когда нет работы, для нас это хорошо. Если дежурство спокойное и выездов не планируется, значит, все другие государственные службы работают великолепно. Значит, в Беларуси все спокойно, и одним человеком стало не меньше, а больше».

Оставить комментарий