ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЗАРАБОТАЕТ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ?

Руководство одной из государственных компаний решило построить работу с персоналом доселе никогда не используемым способом. Инструментом повышения качества работы сотрудников станет широко применяемый на Западе, но пока еще мало знакомый и понятный в Беларуси коучинг.

– Директорат компании, которую пока не хочу называть, заинтересован в повышении сотрудниками профессиональных и коммуникативных навыков, – рассказала «ЭН» руководитель «Мастерской креативных решений» Тамара ЯНКЕВИЧ. – Данный проект рассчитан на полгода. О результатах будет проинформировано Министерство образования. По окончании проекта будет сделан экономический анализ. Министерство образования сможет сделать свои выводы об эффективности коучинга, необходимости его развития в отечественной образовательной системе и использования в белорусской промышленности.

Вместе с Тамарой Янкевич «ЭН» разбирались, что такое коучинг, как он может помочь развитию нашей экономики, нужен ли коучинг министрам и в чем смысл жизни для бизнесменов, у которых все есть.

ТРЕНИНГИ НУЖНЫ ДАЖЕ МИНИСТРАМ

– Коучинг как инструмент, помогающий предприятиям становиться прибыльными и успешно развивающимися, у нас мало известен. В Беларуси используются другие стимуляторы. Например, угроза увольнения. Или административный ресурс, когда одних заставляют покупать что-то у других. Не боитесь, что из-за консервативных взглядов на такие понятия, как «получение прибыли», «кадровая политика», коучинг будет отвергнут за ненадобностью? Скажут, зачем нам всякие чужеродные, западные штучки, мы и так знаем, как надо работать, и специалистов у нас готовят ого-го каких.
– С предположением о сопротивлении консервативных взглядов коучингу могу согласиться. Но мы решаем эту проблему. Начали общение с Министерством образования. И хотя там еще не до конца понимают все нюансы коучинга и его пользу, уже какие-то сдвиги в плане «а может, это действительно работает так, как описывают» есть. Еще один аргумент. Программой коучинга, которая разработана и адаптирована для белорусского рынка, уже заинтересовались Литва, Россия. Страна может экспортировать знания и навыки.

– Насколько коучинг всесилен в наших условиях? Можно, например, прийти в Беллегпром и с помощью инструментов коучинга вызвать у работников фонтан креативных идей, от которых у западных конкурентов слюнки потекут?
– Коучинг не панацея. По моим наблюдениям, если человек до 40 лет ничем не занимался в плане стимулирования мозга, то подвигнуть его на креативность вряд ли возможно. После 60-ти – это вообще бесполезная затея. Надо учитывать индивидуальные особенности личности и возраст. Если человек не хочет ничего менять, то никакой коучинг ему не поможет. Но, думаю, если бы Беллегпром вдруг захотел и дружно прошел годовую программу коучинга, креативность в плане подхода к одежде и маркетингу не осталась бы не замеченной потребителями.

– А способен ли коучинг стать идейным вдохновителем наших министров при решении разных глобальных вопросов? Таких, например, как борьба с инфляцией или безболезненное для бюджета повышение зарплат и пенсий?
– Людям уровня министра тренинги нужны. Они всем нужны, независимо от того, кто ты – министр или дворник. Решение вопросов и проблем лежит в самом человеке. И в процессе работы с коучем человек сам их находит, отвечая на задаваемые вопросы. На Западе коучи работают и в министерствах, но это не афишируется.

Но коучинг – это не только способ помочь человеку найти решение, раскрыть его внутренние ресурсы. Это и психологическая реабилитация. Спускание пара помогает раскрепоститься, что необходимо в нашей жизни. Мне нравится работать с бизнесменами. Так вот у них уйма проблем. Доверие в бизнесе, подставы, интриги внутри компании и со стороны конкурентов. Иногда такой клубок наматывается, что я поражаюсь, как они выживают, не имея возможности полноценно расслабиться. И понятно, почему у мужчин часто случаются инфаркты. С таким багажом проблем и неумением противостоять стрессу это вполне естественно. Моя сестра долгое время работала в гос­компании в состоянии постоянного стресса. К счастью, мне удалось вытянуть ее из этого болота. Еще бы пару лет, и ее психику пришлось бы восстанавливать терапевтически.

КТО ТЫ ЕСТЬ?

– Решение каких вопросов с помощью инструментов коучинга может заинтересовать директоров белорусских компаний больше всего?
– Мотивированность к работе и ответственность сотрудников за результат. Каждому директору важно, чтобы он делегировал полномочия и чтобы их с точностью выполнили. Причем основываясь не на страхе, а на удовольствии. Ведь на самом деле у нас многое построено на страхе. Но он мотивирует сделать отписку, сделать что-то по банальной, стандартной схеме. Выполняя задание с удовольствием, человек отработает качественно и быстро.

По работе я часто сталкиваюсь с бизнесменами, которые успели заработать хорошие деньги. У них своя проблема – что делать дальше? Ну, еще годик попутешествовал и что? Многие начинают задавать себе вопрос: «А зачем я, собственно, живу?»

– И к какому выводу они приходят?
– Многие бизнесмены начинают заниматься благотворительностью, активно участвовать в жизни общества. Думаю, постепенно эта тенденция будет развиваться.

– Неужели достаточно просто ответить на пару десятков вопросов профессионального коуча, чтобы изменить свою жизнь и отношение к ней?
– Коучинг не ограничивается только вопросами-ответами. Многими западными компаниями, например, Sony, General Motors, Kodak, Reebok, используется такой метод самопознания и развития, как эннеаграмма. Она помогает ответить на вопрос «кто я?», лучше понимать других людей, их поступки и мотивы, а также свои достоинства и недостатки. Эннеаграмма очень эффективна при подборе персонала. Все мы разные и по-разному реагируем на внешние раздражители, по-разному ведем себя в определенных условиях. Поэтому для руководителей очень важно не просто набрать сотрудников по их профессиональным качествам, но и по типу личности, если они хотят, чтобы предприятие успешно работало. Я общалась с директором одной из прибыльных компаний. Он закончил ряд психологических курсов и интуитивно набрал сотрудников по типологии личности почти в идеальных пропорциях.

Обратный пример. Директор другой компании, за которой я наблюдаю со стороны уже два года, притягивает людей определенного типа. Сотрудники в основном молоды, позитивно настроены, быстро загораются. Но есть одно «но». При отсутствии двигающего звена сами ничего не могут делать. Им нужен постоянный толчок к деятельности. И таких – 70%. Директор не может все время находиться на рабочем месте. А в его отсутствие коллектив превращается в аморфный аквариум с рыбками, которые не знают, куда плыть.

ИЗ УБЫТКОВ К ПРИБЫЛИ

– Какие компании на Западе чаще всего прибегают к помощи коучей?
– В частном порядке коучинговые тренинги проходят сотрудники многих отраслей. Все сетевые компании. Затем компании, которые работают с социальными слоями населения, наподобие наших центров занятости. Между прочим, у них большая проблема заставить безработных вернуться к трудовой деятельности. Все из-за того, что иногда социальное пособие выше, чем зарплата на предлагаемых рабочих местах. Людям выгоднее сидеть на пособиях, чем вкалывать. С помощью коучей эту ситуацию пытаются изменить. Мне приводили статистику. Из 100 регистрирующихся около 30 возвращаются к работе. На самом деле это достаточно большой показатель. Часто к коучам обращаются крупные компании, где много рабочих. Например, в Норвегии коучей пригласило предприятие лесоперерабатывающей промышленности. Планируется провести тренинги для рабочих. Психология менеджеров и рабочих сильно отличается. Последние являются слабым звеном, но ведь именно от качества их работы зависит конечный продукт и успех компании.

– Неужели в лесопереработке можно рассчитывать на какую-то креативность?
– Есть какая-то деталь, с которой человек работает 15 лет. Деталь уже «достала», а с человеком происходит профессиональное выгорание. Коучинг позволяет не только посмотреть на деталь под другим углом, но и предложить в ее обработке что-то новое, а также помогает создать здоровый коллектив, где возможна ротация в работе или профессиональный рост.

– Интересно, а на Западе коучи предпочитают работать с успешными компаниями или убыточными?
– Поднять с колен убыточное предприятие очень интересно. Это своего рода проверка коуча на профпригодность. Например, руководитель крупной корпорации Джон Уитмор так и поступает. С помощью коучинга он сделал преуспевающими много слабых компаний. У меня тоже есть такая мечта: взять крупную убыточную компанию и с помощью коучинга сделать ее прибыльной, возможно, в скором времени у меня появится возможность осуществить это.

КСТАТИ

Термин «коучинг» (от англ. coach – тренер, наставник) был введен в бизнес-менеджмент в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором. Многие годы идеи коучинга развивались в мире спортивных достижений. Именно здесь были сформулированы его принципы: концентрация на своих возможностях, а не на прошлых ошибках; раскрытие потенциала человека для достижения им наилучших результатов. В конце прошлого века коучинг как практический метод пришел в бизнес.

Оставить комментарий