НАТАЛЬЯ БАШЕВА: «ПРАВДА – ОСНОВА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ»

Почти у всех театров есть свои визитные карточки. Не маленькие картонки с логотипом и контактными телефонами. Это само собой. Но о театре, его традициях, стилистике, любви к своему зрителю они вам ровным счетом ничего не скажут. Нет, театры обладают совершенно оригинальным «продуктом» – полновесными спектаклями-хитами. Каждый – своим, особенным, которым они традиционно открывают очередной театральный сезон.

В Белорусском республиканском театре юного зрителя это «Тарас на Парнасе», совсем недавно ставший «визиткой» коллектива. Кстати, по настоятельным просьбам публики. Накануне открытия сезона корреспондент «ЭН» встретился с главным режиссером одного из самых интересных, развивающихся столичных театров Натальей БАШЕВОЙ. Разговаривали мы, естественно, о детях. И очень аккуратно, чтобы не сглазить, – о готовящейся премьере «Записки сумасшедшего».

– Есть мнение, что современные дети привыкли к получению сжатой информации.
– О разорванности детского мышления говорят уже давно. Отчасти я согласна. Но мириться с этим нельзя. Дети потребляют то, чем их «кормят» взрослые. Мы виноваты в их «клиповости». Взрослые подсовывают им адаптированную, сжатую до сюжета литературу, всевозможные энциклопедии, компьютер. Взрослые говорят «не читайте», «не рассуждайте», «потребляйте, как есть». Не только словами, но своим образом жизни, поведением. Если рассуждать об этом применительно к сценическому искусству, то, на мой взгляд, сейчас происходит общая, распространенная, преступная ошибка по отношению к детскому театру. В стране – катастрофа с режиссерами и драматургами, которые с удовольствием работают для детской аудитории. Во многих взрослых театрах, ставящих спектакли для детей, почему-то считают, что постановки можно делать наполовину, понарошку. Как же так? Ведь дети – наше будущее. Все самое душевное должно быть для них. Без заигрывания и сюсюканья. Нигде, ни в одном из искусств, ребенок не может найти такого живого энергетического обмена, как в театре. Все остальное – мертвое, хотя интересное, красивое, увлекательное.

– Эти выводы помогают вашему театру не повторять ошибок в общении с детьми?
– Политика нашего ТЮЗа – правда как основа общения. И не только с ними, но и со взрослыми. Которых тоже необходимо воспитывать, напоминать им об их предназначении. Просто помогать родителям отвечать на сложные детские вопросы: что такое любовь, жизнь, смерть. У нас в репертуаре 27 спектаклей. Некоторые из них развлекательные, другие глубоко психологичные, сложные даже для взрослых. Но они идут по двадцать лет, нисколько не устаревая. Почему? Потому что честные.

– Готовя тот или иной спектакль, вы консультируетесь с детскими психологами и педагогами. Какие вопросы и проблемы обсуждаете?
– Вопросы общие. Вхождение ребенка в социум: почему ему можно, а мне нельзя? Кто лучше, кто хуже? Например, спектакль двадцатилетней давности «Сотворившая чудо» по биографии американской писательницы Элен Келлер. Она была слепой и глухонемой. Так вот, пьеса о девочке, которая не выздоравливает, но постепенно начинает жить в мире с этой действительностью, с родителями. Преодолевать свою страшную физическую неполноценность. Жизнеут­вер­ждающую си­лу этой те­мы – вхождение неполноценного ребенка в жесткий взрослый мир – трудно переоценить. Из относительно недавних постановок, где нам тоже очень пригодилась помощь детских специалистов, можно упомянуть спектакль «Поцелуй ночи» по пьесе белорусского автора Сергея Ковалева. Про смертельно больного мальчика-чернобыльца, лежащего в хосписе. Спасибо автору, ему удалось очень тонко, деликатно ввести в повествование сказочную ноту волшебства – чудом спасена душа давно умершей мамы главного героя. Но наряду со сказочностью в этом спектакле заложен огромный социальный пласт вопросов. Страшных тем, которые мы, взрослые, стараемся не обсуждать с детьми. Как рассказать ребенку о смерти, о болезни? О том, что нужно жить, несмотря ни на что. И, главное, ответить ему на вопрос «зачем жить?». Мы боялись ставить этот спектакль, не скрою. Но когда пошел зритель, мы поняли, что наши опасения напрасны. Постановка помогает родителям разговаривать с детьми на эти вечные темы.

– Родители не обвиняют ваши спектакли в излишней «взрослости»?
– Нет. Наоборот. Недавно был случай после постановки «Сестра моя Русалочка». Одна из мам рассказала, что маленькая дочь несколько раз заставляла ее ходить на этот спектакль. Зачем? Чтобы понять, какую такую бессмертную душу хочет иметь героиня. Взрослая мама не смогла ей этого объяснить. В конце концов ребенок сам нашел верный ответ. Мы ошибочно думаем, что дети глупее нас. На самом деле они точно такие же умные люди. И часто одной фразой они могут так сформулировать общую мысль какого-то фильма или спектакля, что взрослый человек руками всплеснет: «Как точно сказано».

– Скоро в репертуаре театра юного зрителя по­явится еще один недетский спектакль «Записки сумасшедшего»…
– Эта тема, несмотря на то, что произведение написано в XIX веке, абсолютно современна. Мы и окружающий мир – вечная проблема любого общества. Существование маленького человечка, ничтожного винтика в мегаполисе. Вынужденного жить не по своим помыслам и талантам, но по указке сильных мира сего. И сошедшего с ума от невозможности соответствовать тому, чего от него хотят. От неспособности постоянно наступать на горло собственным чувствам. Вы знаете, ведь Гоголь хотел назвать эту повесть «Записки сумасшедшего музыканта». То есть человека, одаренного тонкой душой, особым мировосприятием. Возможно, ему было уготовано великое будущее пианиста или скрипача, который мог бы покорить своим искусством весь мир. Но, попав в огромный мегаполис, он был раздавлен железной машиной равнодушия. Выброшен, как отработанный материал. Через какую призму можно заинтересовать этими вопросами молодежь, у которой в зубах навязла классика? Сумасшедшие титулярные советники, чиновники – что юным в них? Поэтому мы при подготовке спектакля изменили эпоху, поместив героя в некое не очень отдаленное будущее. Кроме того, мы рискнули сменить акценты повести. А может быть, это не он сумасшедший? Может быть, нездорово общество, пожирающее своих одаренных детей, не вписывающихся в стандартные каноны удобных граждан?

Оставить комментарий