СПРОСИТЕ У ЮРИСТА В «ЭКСПРЕСС НОВОСТЯХ»

Мы сталкиваемся с административными правоотношениями гораздо чаще, чем предполагаем, но, как правило, не знаем, как вести себя в конкретной ситуации. За что и расплачиваемся потом. Сегодня мы поговорим о требованиях, которые предъявляет закон к административному процессу.

Задавать свои вопросы нашему юристу Наталье КОСТКО вы можете по телефону (029)7755377, присылать на e-mail: kostko_en@tut.by или на адрес редакции.

Здравствуйте, дорогие читатели! Поводом для сегодняшнего разговора послужила одна очень неприятная, но вполне тривиальная история. Рассказала ее одна из читательниц рубрики «Правовед». К ее дочери в гости пришла подруга. Чтобы не мешать спящему сыну и чувствовать себя более свободно, девушки отправились разговаривать на лестничную клетку. Разговаривали, пили кофе, подруга курила. Вскоре к ним выбежала соседка. Скандалила, оскорбляла, ругала за курение. А через несколько дней (несколько дней – это НЕРЕАЛЬНО) дочь моей собеседницы получила извещение о том, что в отношении нее вынесен приговор суда и она должна заплатить штраф.

Повод для начала административного процесса (cтатьи 9.1, 9.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее – ссылки на этот же Кодекс).

Поводами к началу административного процесса являются:

1) заявление физического лица;
2) сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;
3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.
Заявление физического лица об административном правонарушении может быть устным или письменным.
Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Заявитель предупреждается об административной ответственности за заведомо ложное заявление, о чем расписывается в протоколе.

ВРЕМЯ ДО СУДА (Статья 10.1)

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса.

ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОТОКОЛА! (Статья 10.2)

О совершении административного правонарушения должностным лицом органа, ведущего административный процесс, составляется протокол об административном правонарушении.
Протокол должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), предусматривающую ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются; объяснение физического лица, в отношении которого ведется административный процесс; отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, представителем юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола, которые вносятся в протокол.

Физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, представителю юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, копия протокола вручается под расписку.

БЕЗ ПРОТОКОЛА (Статья 10.3)

Впрочем, кодекс предусматривает и случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется. Это:

– совершение административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, не превышающего двух базовых величин. В таком случае лицом, уполномоченным составлять протокол, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в силу с момента его вынесения. При этом штраф взимается на месте.
– совершение административного правонарушения в ходе судебного разбирательства по уголовным, гражданским, хозяйственным делам или делам об административных правонарушениях (в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись).
– когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда.

Постановление о наложении административного взыскания должно содержать дату и место его составления; наименование органа, должность и фамилию лица, вынесшего постановление; сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части КоАП; отметку о том, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены его права и обязанности; принятое решение. Постановление подписывается лицом, его составившим, и лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Если физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не согласно с привлечением его к административной ответственности в порядке, предусмотренном частями 1 и 3 настоящей статьи, либо не уплатило штраф в установленный настоящим Кодексом срок, составляется протокол об административном правонарушении. При этом постановление о наложении административного взыскания утрачивает силу.

«НЕТ ДОМА» НЕ ПРОКАТИТ (Статья 10.9)

Лицо, участвующее в административном процессе, вызывается в суд, орган, ведущий административный процесс, повесткой, которая вручается данному лицу под расписку, а в случае его временного отсутствия – совершеннолетнему члену его семьи, нанимателю, с которым оно состоит в трудовых отношениях, администрации учреждения образования, в котором оно проходит обучение.

В повестке указываются, кто и в качестве кого вызывается, куда и к кому, время явки, а также последствия неявки без уважительных причин.

ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА (Статья 11.4)

При рассмотрении дела об административном правонарушении участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, или его законных представителей обязательно. Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без указанных лиц, если:

1) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;
2) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки и невозможно осуществить их привод.

Защитник участвует в деле об административном правонарушении, если об этом заявлено ходатайство. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.
Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, если их участие признают необходимым судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, по своей инициативе или по ходатайству лиц, указанных в частях 1–3 настоящей статьи.

ПРАВО НА НЕСОГЛАСИЕ (Статьи 11.9, 12.2, 12.4)

В результате рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление.
Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления, за исключением жалобы (протеста) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, которая может быть подана в течение пяти суток.

Постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних может быть обжаловано в районном исполнительном комитете (администрации района в городе) или в суде; постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета – в районном исполнительном комитете или в суде; постановление иного органа, ведущего административный процесс, – в вышестоящем органе (вышестоящему должностному лицу) или в суде; постановление суда – в вышестоящем суде.

Оставить комментарий