СТОЛЕТНЕЕ РОНДО

Не за горами открытие следующего театрально-концертного сезона. Отдохнувшая культура вновь примется зазывать зрителя во всю мощь талантов и средств. Ну, старую-то гвардию завзятых театралов два раза просить не надо. Она и так с достойной подражания аккуратностью приобщается к прекрасному. По жизненным показаниям. А остальных как приучить? Чем взять, что пообещать взамен потраченных времени и денег? От чего предостеречь?

ВАШ МЛАДЕНЕЦ? ПОЛУЧИТЕ НОМЕРОК!

Часто на вопрос: «Почему вы не ходите в театр?» – молодые родители отвечают: «Не с кем оставить малыша». Боже мой, директоры столичных театров! Да вы же лишаетесь зрителя и кассы из-за сущих пустяков! «Детская» проблема была решена уже 100 лет назад.

Из журнала «Театр и искусство» №32 за 1909 год, Санкт-Петербург: «Директор Метрополь-театра в Глазго сделал весьма оригинальное нововведение: детские ясли при «гардеробе», т.е. у вешалок. Вместе с зонтиками, шляпами, накидками и пр. сдают малых детей и получают номер, как в воспитательном доме. Детям дают стерилизованное молоко, если нужно, то и соску, игрушки и пр., а в антрактах матери могут приходить за ребятами. Нововведение это имеет большой успех, и устройство таких яслей рекомендуется теперь в Германии и Франции. В Париже некоторые народные театры намерены в самом близком будущем обзавестись такими яслями…»

В Пари-и-же! Мы, страна, чем хуже? Единственное, что… Наши «вешальщицы» – старушки, как бы впопыхах номера не перепутали. Выдадут чужого младенца, разбирайся потом. А в общем и целом – любопытная идея. И для сборов точно не бесполезная. Придут, детей прикатят. Тем более, если дирекция заблаговременно позаботится о том, чтобы…

СТРАХОВАТЬ ВСЕХ, ВКЛЮЧАЯ ПОЛИЦИЮ

Из журнала «Театр и искусство» №31 за 1909 год, Санкт-Петербург: «Сообщается, будто с осени СПб. Общество страхований вводит новую форму страхования посетителей театра. Всех зрителей страхует на случай пожара или иной катастрофы антрепренер. Сумма страхового вознаграждения выражается для каждого лица в 2.000 рублей на случай смерти и в 3.000 рублей на случай инвалидности. Право на вознаграждение приобретается не только публикой в тесном смысле, вносящею с билетной платой и разверстанную мелкую страховую ставку. Но и всеми лицами, обязанными по службе или роду деятельности присутствовать на данном спектакле, как то: артистами, музыкантами, статистами, цензорами, агентами театральных обществ, газетными рецензентами, дежурными полицейскими чинами и пожарными. А также всеми низшими служащими и рабочими театрального предприятия. Ставки в пользу страхового учреждения определяются в размерах, весьма незначительных. И, во всяком случае, ниже сборов, взимаемых в пользу ведомства учреждений Императрицы Марии. На случай массовой катастрофы страховое общество, однако, ограничивает свою ответственность суммой в 100.000 рублей…»

Тут, конечно, есть вопросы. А если, допустим, я случайно окажусь во второй полусотне пострадавших? Или можно ли считать страховым случаем закидывание халтурщиков испорченными продуктами? Знаете ли, всякое приезжает с антрепризой…

НЕТ ФАРСУ БЕЗ ПОРНОГРАФИИ!

Из журнала «Театр и искусство» №31 за 1909 год, Санкт-Петербург: «Купянск. Инцидент в театре. Артист труппы О.Корсаковой, разъезжающей по малым городам Харьковской губернии, А.М.Чаров-Сабинин в каждом городе производит маленький скандал. Во время II акта фарса «На охоте», когда артистами изображались сцены интимного характера, часть публики демонстративно покинула театр. Перед последним действием вышел на сцену Чаров-Сабинин и с негодованием заявил протест от имени труппы за «пощечину», нанесенную публикой. Он сказал, между прочим, что фарс без порнографии – не фарс…»

Это он хватил, конечно! Легкого содержания игривая пьеса мало общего имеет с половыми отношениями, показанными с крайней степенью непристойности. Актеры вместе со скандалистом еще неплохо отделались. Ведь побить могли у служебного выхода. И страховка бы не спасла. Однако кто предупрежден, тот вооружен. Прочтете на афише слово «фарс» – насторожитесь. На всякий случай институток и курсистов не водите. Да и сами ни за что не смотрите в…

«КРИВОЕ ЗЕРКАЛО» ГРОМОВА

Оно не настоящее! Вас обманывают! Оказывается, вульгарное присвоение и эксплуатация чужого доброго имени с целью сорвать сборы – проблема не сегодняшней эстрады, но 100-летней давности сцены!

Из журнала «Театр и искусство» №32 за 1909 год, Санкт-Петербург: «Неслыханное самозванство, с которым господин Громов возил по городам Северо-Западного края труппу под названием труппы театра «Кривое Зеркало»… «Кривое Зеркало» есть собственное название театра З.В.Холмской. Никакой труппы петербургского театра у господина Громова не было, не могло быть. И вообще, вся его афиша была составлена так, чтобы внушить публике мысль, что играет действительно труппа Холмской. Это самое обыкновенное присвоение чужой фирмы, не оставляющее никакого сомнения в нравственной доброкачественности поступка господина Громова…»

Чистой воды пиратство, выражаясь современным языком. Но с той разницей, что псевдо-«Песняры» и лже-«Синие птицы» безнаказанно продолжают дурить доверчивую провинцию. А спектакли мнимого «Кривого Зеркала» были после нескольких представлений запрещены. Скандалы замяли, подмоченную репутацию истины просушили. А подделки, как известно, появляются только там, где есть спрос.

ВАГОН С КОЛЕСАМИ И СТОЛБАМИ

Из журнала «Театр и искусство» №21 за 1909 год, Санкт-Петербург: «Арсен Люпен» (название популярной тогда театральной пьесы – прим. авт.) перебрался в Зоологический сад. Здесь его подделали применительно к вкусам зоологической публики и, согласно традициям, вытрясли из него последние крохи здравого смысла, приправили приключениями и, сильно уснастив танцами, куплетами, выстрелами, взрывами, пожарами, провалами и превращениями, преподнесли в пятнадцати быстро сменяющихся картинках. Получилась обычная по здешним местам феерия. В нынешнем году, однако, в феерии нет специального «гвоздя», если не считать таковым пассажирского вагона в разрезе с вертящимися внизу колесами и мелькающими за окнами телеграфными столбами и деревьями. По части выдумки местные режиссеры сильно отстали от последнего слова театральной техники и пробавляются стариной… Но администрации тревожить себя погоней за новизной не приходится просто потому, что в этом не ощущает настоятельной потребности «многодовольная» зоологическая публика…»

Вот еще тоже по поводу новинок. Напрасно «зоодирекция» не уделяла им должного внимания. Некоторые из них весьма любопытны и оригинальны. Такого и сейчас не увидишь, не то что 100 лет назад.

КУПИЛИ БИЛЕТ? САДИТЕСЬ!

Из журнала «Театр и искусство» №28 за 1909 год, Санкт-Петербург: «На выставке в Стокгольме демонстрируется интересный аппарат, изобретенный каким-то датчанином. Аппарат этот дает возможность кассиру, не выходя из кассы, отпирать кресла, на которые выкуплены билеты. Пока кассир не нажмет соответствующей кнопки, сиденье кресла остается поднятым…» Полезное изобретение. Хорошо было бы смонтировать такие аппараты в наших театрах и концертных залах. Чтобы оградить себя от той части публики, которая плюхается на любое понравившееся ей место. Поближе к сцене, ценою подороже. Умудряясь при этом сделать круглые глаза, выражая недоумение по поводу ваших законных притязаний на захваченное ими кресло.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о