С ЖЕЗЛОМ И СВЕЧКОЙ

Есть в стране такие места, которые просто притягивают к себе ДТП. Это участки с повышенной аварийностью. Витебская ГАИ даже нанесла на аварийных местах города белые следы, цепочка которых ведет от края дороги до ее середины. Там, где следы обрываются, на дорогу нанесены пятна красной краски. Они символизируют кровь жертв ДТП. «ЭН» попытались узнать, много ли в Беларуси «бермудских треугольников» для автолюбителей и как с ними борется ГАИ.

ДИСКОТЕКА В ДЕРЕВНЕ

Такие места ГАИ называют участками концентрации ДТП. Чтобы выявить такой участок, ГАИ выработана специальная методика. Госавтоинспекция проводит выборку ДТП: за 3 года по республиканской сети и за 5 – по местным дорогам. Если за этот период времени на участке произошло 3 и более ДТП – он считается аварийным. Обычно участок концентрации ДТП легко узнать. Для его обозначения используется стандартный знак «Аварийный участок». Также в его районе могут быть расположены предупреждающее панно, шумовые полосы, нестандартные дорожные знаки и специальная разметка. «Есть такие аварийные участки, – рассказывает старший инспектор УГАИ МВД Михаил БАНАДЫК, – которые напрямую не связаны с плохими дорожными условиями. Происшествия здесь могут носить случайный характер. Но существуют и характерные участки. Например, участок дороги, который соединяет две деревни. В одной из них дискотека – люди ночью переходят дорогу. Вот вам и ДТП».

Однако для того, чтобы попасть под колеса на аварийном участке дороги, пешеходу не обязательно расхаживать из одной деревни в другую в темное время суток. Как одну из причин ДТП Госавтоинспекция выделяет специфическое обслуживание маршрутного пассажирского транспорта в Беларуси. «Сегодня мы пришли к тем экономическим условиям, – объясняет Михаил Банадык, – когда ряд маршрутов между деревнями просто исключается. Либо автобусы ходят с периодичностью 1-2 раза в сутки. Человек вынужден ехать по участку концентрации ДТП на велосипеде или идти пешком. А условия для такого движения, как правило, не всегда созданы».

Самые опасные участки белорусских дорог непросто сосчитать по пальцам. Здесь ни один инспектор ГАИ не составит для вас топ-10, потому что таких мест очень много. Изрядную нервотрепку Госавтоинспекции доставляют следующие места.

Участок дороги Р88 Житковичи – Давид Городок (с 1-го по 5-й км). За три года там произошло 14 ДТП. Чаще всего – это наезды на пешеходов и велосипедистов.

Характерны наезды на пешеходов и на участке дороги Р40 Боровляны – Логойск (с 0 по 4-й км). В прошлом году здесь были обустроены искусственные неровности, однако потенциальная опасность оказаться под колесами по-прежнему сохраняется.

Еще одна гроза автомобилистов – дорога Р53 Слобода – Новосады Борисовского направления (с 25-го по 31-й км). Чаще всего здесь случаются ДТП, связанные с нарушением правил обгона. За 5 лет на этом участке произошло 52 ДТП. 26 человек погибло, 43 ранено. Недавно здесь были установлены тросовые ограждения – в результате количество аварий снизилось.

Приносит хлопоты и участок дороги Брест – Москва на границе с Россией. Иногда в этом месте уставшие дальнобойщики попросту засыпают за рулем. Итог ясен – ДТП.

«В любом элементе дороги, начиная от автобусной остановки и заканчивая перекрестком, – говорит Михаил Банадык, – скрыта потенциальная опасность. Только в Минской области 163 участка концентрации. А теперь представьте, что такие участки есть в каждой области».

ИЗГНАНИЕ ТЕМНОЙ СИЛЫ

Почему же аварийные участки существуют? Может быть, это аномальные зоны, где концентрируется отрицательная энергетика? Наверное, именно об этом думало областное управление ГАИ Гомеля, когда в марте 2008 года пригласило настоятеля храма святого архистратига Божьего Михаила протоиерея Андрея Белянко для освещения аварийных участков города. Священник изгнал темные силы, но, к несчастью, аварии в Гомеле не были занесены в Красную книгу. У сотрудников УГАИ МВД свой взгляд на изгнание темных сил. «Когда мы изучаем аварийный участок, – говорит Михаил Банадык, – то проводим глубокий анализ, изучаем действия водителя. Увязывать аварии с какими-то аномальными условиями я бы не стал. Мы говорим о техническом оснащении дороги, поведении водителя, о более реальных вещах». УГАИ МВД изгоняет демонов по-своему: увеличивает количество полос на аварийных участках, в экспериментальном порядке обустраивает подходы к пешеходным переходам светоотражающими экранами.