«ДОКРУТИТЬ» И СТИМУЛИРОВАТЬ

Первый звонок-2008 – это море сюрпризов, которые приготовила средней школе реформа образования. И если первоклашкам пока не понять всех тонкостей новшества, учителя нырнут в это море солдатиком и с головой. Как изменятся условия труда учителей? Поредеют ли их ряды? Об этих проблемах корреспондент «ЭН» поговорил с заведующим отделом правовой защиты Белорусского профессионального союза работников образования и науки Ларисой МАНЮК.

– Какие изменения произойдут в работе учителей в связи с переходом средней школы на 11-летнее обучение? Например, прошел слух, что при продлении контрактов многих учителей переведут на полставки.
– Когда было принято решение о реформировании, Министерство образования и отраслевой профсоюз были озабочены одним – как это отразится на наших работниках? Будет ли сокращение штатов? Да, переход на одиннадцатилетку может вызвать такое сокращение и, как следствие, увольнение работника по статье 42 п.1 Трудового кодекса. Проводились расчеты, назывались цифры возможного сокращения. Потери, естественно, будут. Но уже нет разговоров о повальном сокращении штатов. Чтобы те, кто может и хочет работать, остались в системе, будет проведено распределение рабочих часов. Нагрузка для учительской ставки – 18 часов в неделю. Многие учителя имели больше. Кроме того, в школе оставили большое количество стимулирующих занятий – факультативы. Они тарифицируются и входят в педагогический стаж.

Учителю предлагают другую работу. Если в этом году его освободят от должности, ему предложат работу воспитателем вдетском саду или переобучат. В Минске хотят работать на полставки. Изменения вносятся в контракты, когда существенно меняются условия труда. Неполное рабочее время в соответствии со статьей 32 Трудового кодекса таковым является. Поэтому с учителями будет заключен новый контракт.

– Это произойдет 1 сентября?
– Необязательно. О сокращении штата работника предупреждают за два месяца. А если условия труда изменяют существенно – то за месяц в письменном виде. Но чтобы предупредить учителя, нужно утвердить новое штатное расписание. Думаю, до 15 августа этот вопрос будет решен. Если у работника срок контракта не истекает и он вдруг подлежит увольнению по сокращению штатов, на него распространяются все права сотрудника, у которого трудовой договор заключен на неопределенный срок.

– Вы сказали, что цифры по сокращению учителей уже обсуждались…
– Цифру вам не назовут по той простой причине, что ее никто точно не знает. Расчеты – вещь очень серьезная. Их делали и отделы образования, и наш проф­союз. Но после того как в школах остались факультативы, эта цифра уменьшилась. И на сегодняшний день не было ни одного звонка от учителей по вопросам увольнения. Значит, на местах работают, и проблема не такглобальна, как многие боялись.

– Что будет с судьбой преподавателей в связи с упразднением таких предметов, как мировая художественная культура?
– Учителям, которые вели такие предметы, могут дать другие часы. Дело в том, что при сокращении кадров нужно предлагать любую работу. Например, работу методиста. Мы даже предлагаем неквалифицированную работу, потому что обязаны это делать.

– Работу дворником или кем?
– Согласно учебным планам, предполагается сокращение штата. А у нас с вами, допустим, есть незанятые должности вахтера или сторожа, которые мы не предложили учителю. Он идет в суд, и его восстанавливают только потому, что ему не озвучили все вакансии. Такие случаи были. Поэтому сегодня мы говорим – предлагайте все. Но пока таких прецедентов не было. Возможно, в связи с изменением существенных условий труда учительскую ставку можно «докрутить» за счет стимулирующих часов, классного руководства. В школах такое практикуется. Особо хочу заметить, что никто не налегает на пенсионеров, и пенсионный возраст не является основанием для увольнения по сокращению штатов. Увольнению подлежат только те, у кого ниже квалификация и производительность труда.

– Если говорить о школах, в которых был определенный уклон: лингвистический, художественный…
– Там будут стимулирующие часы.

– Но ведь не факт, что дети найдут время и захотят оставаться после уроков на факультативах.
– Если эти часы сократили, у детей появилось больше свободного времени. Факультатив – тоже урок. Вы сами ответили на свой вопрос. Если они не пойдут на факультатив, может, им это и не надо? Тот, кто действительно заинтересован, пойдет обязательно. Чем отличается стимулирующий урок от учебного? Там нет оценок. Это дает детям возможность лучше усваивать учебный материал.

– Много ли учителей на сегодняшний день добровольно покинули свои рабочие места?
– Результаты анализа всей ситуации появятся в сентябре. К началу учебного года школы должны быть полностью укомплектованы специалистами согласно штатному расписанию. Тогда и посмотрим. Хочу сказать, сегодня учителя, особенно в городах, уходят туда, где им больше платят. Не думаю, что все массово возьмут и уволятся.

Оставить комментарий