ПОДЛИННЫЙ РАЗМАХ ПОДДЕЛОК

Гениальные создатели и владельцы брендов, наследники и настоящие ценители вопят: ужасные пройдохи подделывают буквально все, без разбору. Нет у них ни стыда, ни креста, ничего святого. В сердцах – нажива, в глазах – деньги. В тюрьму их, на кол, в глушь. Подальше от просвещенного человечества. Все отобрать, лишить, отучить пиратствовать навсегда. Естественно, карательными мерами и общественным резонансом. А почему, собственно, появляются подделки? Какова причина их возникновения?

Ничего не бывает случайным. Спрос диктует предложение – это основной постулат развития общества. «Я хочу такие штаны «adidas», но на фирменные не хватает денег». Пожалуйте – «aidas». Почти то же самое, а стоит в три раза дешевле. И купить можно на ближайшем базаре, а не тащиться в дальний «ЧудоСпортМаркет».

– Хочу такую картину Шишкина с медведями!
– Это же музейный экспонат. Не продается.
– Все равно хочу!
– Ну, именно такой нет. Но есть, только для вас, поздний авторский список раннего эскиза центрального медведика на фоне елки с натуры. Стоит, правда, дорого. Однако уступлю, как истинному ценителю прекрасного. Подлинный шедевр, не сомневайтесь.
– Беру, заверните.

И ведь действительно покупают. Не только частные коллекционеры. Но и авторитетные музеи.

В 1965 г. выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, – просто фальшивка. В 1976-м – что в музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою карьеру Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке гуляет три тысячи. В музее «Метрополитен» из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только 18 – действительно древние. Но именно подделка картин приобрела в новейшей истории подлинный, неподдельный размах.

Интересный способ подделки – «раскрутка» вымышленного художника с экзотической биографией, которому приписываются собственные произведения. Этим путем в 70-е годы пошла австралийка с забавным именем Элизабет Дурак, выпускница художественной школы. За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Несмотря на фамилию, миссис Дурак четко уловила веяние времени – моду на «наивное искусство» и всяческое «этно». Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить Бурропа. Нанятый ею абориген оказался алкоголиком и не смог даже вывести на бумаге ровную линию.

В 1996 г. разоблаченный изготовитель подделок Эрик Хебборн опубликовал книгу «Учебник фальсификатора» – руководство по изготовлению подделок. Сам Хебборн за 40 лет работы оставил в наследство своим современникам тысячи рисунков, признанных экспертами в качестве «ранее неизвестных» произведений Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка. Он выполнял их на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовлял из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы. Некоторые из них купил музей Пола Гетти в Малибу, США. Вскоре после выхода книги Хебборн (в возрасте 61 года) был найден с проломленным черепом на одной из улиц Рима. Трудно сейчас понять, чего же все-таки ему не простили: изготовления фальшивок или честного рассказа о тайнах профессии.

В историю искусства Хан Антониус ван Меегерен (1889-1947) вошел как самый блестящий фальсификатор. Автор крупнейшей живописной подделки всех времен – «Христос в Эммаусе» Вермеера Дельфтского. В начале века, когда весь мир сходил с ума от недавно еще напрочь забытого Вермеера, он начал создавать картины в духе великого голландца. Специалисты не могли отличить их от подлинных полотен, музеи покупали их за огромные деньги и выставляли как крупнейшие приобретения века. Можно представить себе гнев профессионалов после разоблачения. Но ван Меегерен и впрямь поставил перед человечеством такую проблему: как относиться к гениям, если потомки могут подражать им, сохраняя при этом авторский дух гениальности?

А о том, как подделывал картины знаменитый ван Меегерен, я расскажу вам в следующем номере. Любопытная история.

Оставить комментарий