ТЕСТЫ ПРОЩЕ НЕ СТАНУТ

На постоянные изменения в правила прохождения централизованного тестирования абитуриенты отвечают организаторам вступительной кампании своими сюрпризами. И у них получается поражать комиссию «шикарными» знаниями. «Для нас было неожиданным то, что многие абитуриенты понятия не имеют, что такое телеграмма, не могут объяснить значение слова «обелиск». В тестах по математике многие не могли определить площадь пола кухни», – удивил журналистов директор Республиканского института контроля знаний Николай ФЕСЬКОВ.

Откуда такие провалы в знаниях? Н.Феськов объяснил это исчезновением некоторых слов из обихода. «Поэтому мы учитывали особенности нынешнего абитуриента и в соответствии с ними корректировали содержание тестов. Задания не выходили за рамки программы, а их уровень соответствовал среднестатистическому уровню знаний абитуриента».

Одним словом, Н.Феськов дал понять, что придираться к тестам и обвинять степень их сложности (когда было много простых заданий) в случившихся для многих провалах не стоит. «Не забывайте, что мы не готовим абитуриентов, мы только предлагаем использовать механизм, позволяющий их ранжировать в зависимости от уровня знаний. И когда говорят, что из-за нас с лучшими результатами бывшие школьники идут в вузы на платное отделение, это просто удивляет. Это не тестирование виновато, а уровень подготовки».

Н.Феськов, впрочем, признал, что на итоговые результаты влияет не только работа учителей в школах, но и ряд других факторов. «Контингент меняется. Абитуриенты стали чаще пользоваться интернетом и меньше читать литературы. Некорректно сравнивать абитуриентов прошлого года и нынешнего и спрашивать, почему тогда был такой процент, а сегодня такой. И ни в коей мере нельзя подходить к ситуации так: «В школе было 9 баллов, а почему на тестировании не 90?». А ведь многие убеждены, что так и должно быть. Но если бы так было, то число получивших абсолютные баллы было бы больше, чем число вакантных мест в вузах. Поэтому с помощью тестирования мы и должны дать вузам возможность выбрать наиболее достойный контингент будущих студентов. Я думаю, что те, кто хорошо учился, обязательно поступят в вуз. В прошлом году 18 человек получили на тестировании абсолютный результат, в этом таких стало 77. Это показывает, что все задания выполнимы».

Абитуриенты, уверен, готовы хоть сейчас поклясться на любых учебниках, что задания в тестах были очень сложными и не мешало бы их упростить. Результаты тестирования – как раз в их пользу. В прошлом году с проходной шкалой в 15 баллов не было такой неразберихи, как в этом с 20 баллами. По большинству предметов итоговая проходная шкала оказалась близка к прошлой (13) и выше (16-18). Но, например, по математике и физике ее пришлось резать основательно (8).

Однако ожидаемого упрощения тестов не предвидится. Директор Республиканского института контроля знаний не видит в этом большого смысла. «Чем больше будет простых заданий, тем большее количество человек их выполнит. Да, родители получат моральное удовлетворение от того, что их ребенок наберет больше баллов. Но что это поменяет? Допустим, абитуриент занимает условно 1.134-е место. Упрощаем задания. Их, конечно, выполнят не только те, кто хуже успевал в школе, но и те, кто потенциально способен набрать 100 баллов. То есть теоретически абитуриент все равно останется на 1.134 месте. А упрощение приведет к тому, что количество абсолютных результатов возрастет».

Когда слишком много абитуриентов набирают по 100 баллов, «это полный провал тестирования. В результате это приведет бы к тому, что на некоторых престижных факультетах с ограниченным числом мест начнут устраивать дополнительный конкурсный отбор», – считает Н.Феськов.

Как бы то ни было, а попадет за все учителям, виноваты они полностью или частично. Во многих управлениях образования вошло в практику устраивать репрессии в школах за плохие результаты. И как бы ни возмущался Николай Феськов, что некорректно использовать результаты тестирования как показатель плохой работы учителей с последующими санкциями, педагоги все равно будут крайними. Поощряет это РИКЗ или нет.

ЧТО БУДЕТ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ?

Если Президент подпишет Декрет о переходе на одиннадцатилетку (а в этом мало кто сомневается), то тестовые задания будут составлены исходя из требований новой учебной программы. Хотя, по признанию Н.Феськова, во многих странах мира тестовые материалы готовятся в течение двух лет. Возможно, какие-то предложения о корректировке механизма вступительной кампании поступят от Министерства образования и Президента. Почти наверняка со следующего года регистрация абитуриентов будет проходить в режиме реального времени благодаря новой компьютерной программе. Это должно полностью решить проблему с двойниками – теми, кто пытается подать заявления на тестирования в разные вузы и более чем на три предмета. Возможно, исчезнет проходная шкала. По словам Н.Феськова, такие мысли высказываются в Администрации Президента. Либо, что, по мнению Н.Феськова, вполне оправданно, проходная шкала по каждому предмету будет объявлена после завершения централизованного тестирования. Чтобы не было такой неразберихи, как в этом году.

Оставить комментарий