ВИКТОРИЯ ЛАЗАРЕВА: «Я ЛЮБЛЮ ЭКСПЕРИМЕНТЫ»

Посмотрите внимательно на свое отражение в зеркале. Что вы видите? Черты лица, выражение глаз, достоинства и недостатки фигуры, внешний антураж окружающей обстановки. А чего никогда, ни при каких обстоятельствах, не сможет отразить серебряная поверхность? Естественно, вашего внутреннего мира. Ибо распущенная красавица может оказаться неумной и злой, а человек с несовершенными формами – обладать прекрасным характером и способностью к самопожертвованию. Ради вас. Но…

Существуют и кривые зеркала. Нет, не те, что висят в парковых комнатах смеха, делая малопривлекательными уродами всех без исключения. А зеркала – отражения наших недостатков и пороков, которые мы видим в других. Трудно рассмотреть себя в поведении окружающих. Но это только половина успеха. Вторая часть еще более сложная – научиться извлекать пользу из такого созерцания. Воспитывать себя ежечасно, критически оценивать свои поступки, исправлять ошибки. Это касается всех – и взрослых, и детей, кто хоть однажды посетил Королевство кривых зеркал. А если вы там не бывали, то приходите в Белорусский республиканский театр юного зрителя. На дипломный спектакль молодого режиссера Виктории Лазаревой – выпускницы Белорусской государственной академии искусств. В «Королевство кривых зеркал» по пьесе В.Губарева и А.Успенского.

– Вы поставили дипломный спектакль на сцене ТЮЗа – одном из крупных театров страны. Как вам удалось завоевать доверие профессионалов?
– Я шла к профессии «режиссер» целенаправленно. Окончила лицей с театральным уклоном, где была серьезная, фактически по модели академии, подготовка. По окончании поступила в театральный вуз. В какой-то момент я поняла, что могу начать реализовывать проекты, которые живут во мне. И вот на третьем курсе решила поставить экспериментальный спектакль «Интервью с вампиром» по мотивам романа Анны Райс. Пьеса была поставлена на малой сцене ТЮЗа. Помог случай. Для моей первой самостоятельной работы не хватило места на учебной площадке академии. Пришлось писать кучу бумаг с просьбами разрешить показать спектакль для кафедры вне стен альма-матер. Малая сцена ТЮЗа, кроме того, идеально подходила для воплощения замысла «Интервью». Так что лучшую рекомендацию я организовала себе сама при помощи закономерной случайности.

– Повесть и пьеса «Королевство кривых зеркал» не потеряли актуальности? Написано все достаточно давно…
– Да, в 1956 году В.Губарев написал пьесу по своей повести. Для постановки пришлось кое-что переделать, но совсем немного. Достаточно было вывести «за кадр» упоминания о пионерах, Советском Союзе, лишить материал идеологии – вот и все. Еще я решила немного подрастить своих героев – в спектакле им не 10, а 14 лет. И в связи с этим появилась тема, которую никак нельзя игнорировать, – первая любовь. Потому что стимулом для Оли, чтобы преодолевать собственные недостатки, могла быть только любовь. Причем у автора эта тема взаимоотношений главной героини и мальчика Гурда тоже прочитывается. Правда, пунктирно, не конкретизировано. Я же обрисовала ее более фактурно. Любовь как мощный стимул для спасения человеческой жизни.

– Автор повести все-таки говорил не столько о любви, сколько о преодолении себя…
– У меня тема любви проходит лейтмотивом. Основное, конечно, это зеркала, их отражающие свойства. Поставьте их друг против друга. Получится бесконечный коридор. В сказке это – воображение главной героини, ее внутренний мир, по которому Оля путешествовала. Кривые зеркала многажды отражали ее недостатки, доводили до крайней степени негатива. Их уже невозможно игнорировать, настолько большими и искривленными они выглядят. Тему зеркал подчеркивает и сценография спектакля, костюмы героев.

– А кто из художников работал с вами над техническим воплощением?
– Художественный руководитель постановки – Наталья Олеговна Башева – главный режиссер ТЮЗа. Художника по костюмам, Ольгу Мельник, я нашла сама, в нашей академии искусств. Так что разделения художник – режиссер не произошло. Сценическое решение постановки достаточно условно, декораций – минимум. Большая раздвижная ширма, на рамы натянуты полотна серебристой ткани. Это – зеркало. Костюмы персонажей Зазеркалья – черные с серебром, больше никаких цветных пятен. Поэтому они воспринимаются как осколки. Эта символика должна быть понятна зрителям. В обитателях системы Королевства не может быть ничего искренне-человеческого. Красного цвета жизни, пылкости, правды они лишены.

– Вы – молодой режиссер. Как складывались ваши взаимоотношения с актерами? Ведь в спектакле заняты и заслуженные артисты Беларуси.
– По-разному. Были нелегкие моменты. Но как режиссер я точно знала, чего хочу от актеров, причем обоснованно. По сути трактовки не могло быть никаких споров на уровне «не хочу – не буду». Еще для меня очень важно найти и установить человеческий контакт, неконфликтный способ сосуществования. И то и другое, думаю, мне удалось. Поэтому работалось комфортно. Я довольна тем, что воплощение во многом совпало с замыслом.

– Какие-нибудь сюрпризы ждут зрителя на спектакле?
– Я не зря училась по специальности «режиссура эстрады». В «Королевстве кривых зеркал» одним из главных персонажей является «живая» музыка и группа «Zombie Zoo». На музыкантов возложено не только создание, исполнение арт-роковых композиций. Но и непосредственное участие в постановке как актеров. Они сопровождают спектакль и в роли сказочников-рассказчиков. Можно сказать, что мое «Королевство» – синтез драмы и концерта.

– Вы заканчиваете академию искусств по редкой специальности. Куда пойдете работать?
– Наш курс – первый выпуск такой специализации. Хорошая драматическая база с добавлением вокала, пластики, танца и клоунады. Но в силу ряда причин учебу смогли окончить только двое. Причем девушки. Хотя говорят, что профессия «режиссер» – мужская. Одну выпускницу распределили в Борисов, в Дом культуры. У меня – свободный диплом (отличницы – прим. авт.). Я еще ничего не знаю о своем будущем. Если честно, мне очень нравится ТЮЗ. Я мечтаю работать здесь.

АФИШКА

Белорусский Республиканский театр юного зрителя
(ул. Энгельса, 26)

«Королевство кривых зеркал» В.Губарев, А.Успенский (на русском языке) – премьера сезона 2008 года.
Спектакли состоятся 27 и 28 июня, начало – 11.00.
Продолжительность спектакля – 120 минут, два действия с антрактом.
Для детей от 10 лет.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Алекс

Виктория — гений. У неё всё получится