МЕДИАПОЛЕ ЗАСЕЮТ ПО-НОВОМУ

Личные сайты и дневники в интернете не попадут под статус средств массовой информации. Администрации Президента и Совмину придется отвечать за качество учрежденных ими газет. Для Всемирной паутины не нашли нужного поводка. С такими нюансами предстал перед общественностью новый законопроект «О средствах массовой информации».

Во вторник документ благополучно преодолел первое чтение в Палате представителей. Но в медийном пространстве Беларуси законопроект еще до появления в парламенте «освистали и забросали помидорами».
Юристы Белорусской ассоциации журналистов сделали вывод, «что в случае принятия проекта этого закона в нынешней редакции по средствам массовой информации, особенно негосударственной формы собственности, будет нанесен очередной удар: значительно ужесточатся условия деятельности независимых СМИ. Они фактически будут поставлены на грань выживания».

Генеральный директор УП «Надежные программы» Юрий ЗИССЕР предположил, что новая редакция закона приведет «к дальнейшему падению качества белорусских СМИ, снижению привлекательности для читателей… Сейчас интернет пока еще не СМИ. Но с принятием нового закона Мининформ будет вынужден принимать меры по каждой жалобе. По первому же гневному письму Президенту какого-нибудь заслуженного пенсионера на новость о размере груди Бритни Спирс нам вынесут предупреждение, по второй жалобе – закроют. Что мы попросили бы наших законодателей сделать безотлагательно – так это закрепить в законодательстве положение о том, что интернет является общественным местом».

Потушить разогревшие страсти по поводу нового законопроекта взялась заместитель главы Администрации Президента Наталья ПЕТКЕВИЧ. Сделала она это достаточно красиво и довольно убедительно, наступив на основные претензии своими контраргументами.

ИНТЕРНЕТ-СМИ ПРИЖМУТ?

Если верить Наталье Петкевич, то новый законопроект не повлияет на работу СМИ в интернете. Согласно документу, порядок регистрации СМИ и распространения им продукции через интернет определяется Совмином. «Но это не значит, что данное постановление появится завтра или через полгода. Может, его не будет вообще. Об этом все говорят, им всех пугают, но его как не было, так и нет», – заявила Петкевич.

Вопрос о деятельности интернет-СМИ она отнесла в категорию сложный. «Когда заходишь в интернет, то можешь отличить, что это – интернет-СМИ или индивидуальный сайт. Но как прописать это нормативно, чтобы не было злоупотреблений? Что такое периодическое распространение и постоянно обновляемая информация? Да на любом личном сайте, в дневниках наших звезд информация обновляется постоянно. Но это же не СМИ. И нужно, чтобы они никак не попали под определение СМИ. Если интернет-СМИ станут проблемой (но не по содержанию, а их количество станет таким, что возникнет необходимость их регламентации), будут четко определены критерии работы».

Петкевич добавила, что новый законопроект не вводит правовую регламентацию деятельности всех интернет-изданий, а пока единственного варианта – интернет-версии газеты, радио, телекомпании. «Электронная версия должна отвечать тем же требованиям, что и печатная (если речь идет о газете). Например, Белтелерадиокомпания распространяет свой продукт в интернете. И вам здесь вполне могут показывать сколько угодно рекламы, порнографии, убийств, потому что это – вне правового поля».

ЗАКОНОПРОЕКТ НАПРАВЛЕН ПРОТИВ ОППОЗИЦИОННЫХ СМИ?

Озвучивая причины появления законопроекта, Наталья Петкевич была категорична: «Действующий закон устарел до безобразия. Мы обновляем все законодательство. Принимаем не менее громкие законы. Почему боимся взяться за эту сферу? Чтобы не было никаких инсинуаций «под выборы», «не под выборы», в проекте закона прямо закладывается, что он вступает в силу через 6 месяцев. И не наступает ни на какие выборочные кампании, ни на чьи права, ни на какие оппозиционные СМИ. Законопроект – в равной степени касается как негосударственной, так и государственной прессы». По мнению Натальи Петкевич, «ничего нарушающего, запрещающего или чего-то ограничивающего в этом законопроекте нет. Например, в какой-либо газете опубликовали ложную информацию, представленную другим источником. Какая разница читателю, что газета в этом не виновата. Ведь все прочитали информацию именно здесь. Какие проблемы в этой же газете написать опровержение, что это произошло не по вине издания. Что здесь плохого? В этом ущемление СМИ? Может, и так, но это защита прав человека и чести и достоинства соответствующего юрлица».

ТРАХТЕНБЕРГА И «НАШУ БЕЛАРАШУ» УБЕРУТ ИЗ ЭФИРА?

Во время обсуждения законопроекта на расширенном заседании постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ депутат Галина МАЗУРКЕВИЧ танком критики прошлась по отечественному телевидению.

– У нас много некачественной продукции проходит через телевидение. Трахтенберг как был со своими пошлыми, гадюшными, грязными анекдотами, так он периодически и появляется. Причем в то время, когда у экранов сидят дети. Я переживаю за детей. Ведь они все это слушают. А знаете, какой главный оправдательный тезис у телеканалов? Мы показываем то, на чем можно заработать деньги. Так вот я хотела бы, чтобы вся концепция этого законопроекта подвигала к более качественному продукту, который мы предлагаем нашим гражданам. Я за ужесточение.

– Я бы сюда еще и «Нашу Беларашу» включила, – поддержала депутата Наталья Петкевич.

ПЕВЦОВ ВЫВЕДУТ НА ЧИСТУЮ ВОДУ

С газет и телеэкранов исчезнет реклама работ, услуг гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей и иных лиц, объявляющих себя или считающихся способными предсказывать события, воздействовать на людей, духовный мир, имущество, окружающую среду путем использования сверхъестественных способностей или сил. Такие изменения в законодательство о рекламе приняли депутаты.

Вместе c прорицателями в «немилость» попали желающие предоставить услуги сексуального характера, в том числе под видом психологической помощи, общения, релаксации, массажа, приятного времяпрепровождения, иной как бы законной деятельности.

Но больше всего пострадает (хотя, как сказать) репутация представителей белорусского шоу-бизнеса. В рекламе культурно-зрелищных мероприятий устроителям концертов придется писать, под фонограмму или вживую будут выступать приглашенные артисты. Многие эстрадные исполнители и до этого не особо стеснялись брать деньги за «неживой» звук. Но теперь-то все это будет на виду. И вряд ли артисты придут в восторг, когда на афише будет написано: «Вася Пупкин, приезжает такого-то числа, выступает там-то… под «фанеру».

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Андрей

Должно быть, кое-кем это и предполагалось, чтобы за лакомой «зажёвкой» насчет ограничений распространения информации через Интернет критики проекта Закона о СМИ в Беларуси не заметили куда более опасных намерений его авторов. Полагаю, намерения эти — вытравить «живые» места из Закона о СМИ, ныне действующего. Например. В статье 25 действующего Закона сказано, что «распространение продукции средства массовой информации осуществляется редакцией непосредственно или… предприятиями связи, государственными, кооперативными организациями и общественными объединениями, а также гражданами». А вот в проекте, в статье 17, на сей счет уже никаких «граждан» нет, а все зажато до предела: «Распространение продукции средства массовой информации осуществляется… юридическим лицом, на… Подробнее »