Игорь Бойко: «Я на сцене – пижон»

Игорь Бойко – московский джазовый гитарист украинского происхождения – в совершенстве овладел этой музыкальной наукой. Он выпускает сольные альбомы, видеокассеты с авторскими концертами, занимается педагогической деятельностью, пишет учебные пособия по импровизации для гитаристов. Размышления о популярности и специфике развития джазовой музыки – в эксклюзивном интервью еженедельнику «Экспресс НОВОСТИ».

Сегодня ошибкой будет считать джаз чисто американской музыкой. Родившись там, в негритянских кварталах Орлеана, он постепенно стал частью элитарной интернациональной культуры. В смысле импровизационного осмысления его музыкантами разных национальностей, внедрения оригинальных интонаций. Если, конечно, не заниматься слепым подражательством манеры заокеанской игры. А попытаться найти свой, оригинальный стиль, мелодический язык. С учетом менталитета, воображения, эмоций, чувств, ритма.

– Игорь, вам не кажется, что большинство СМИ игнорируют джаз как культуру?
– Пишут, говорят мало. Лет пять-семь назад на российском телевидении еще существовали несколько джазовых программ – «Джазофрения» Игоря Бутмана, «Антропология» Дмитрия Диброва. Куда музыканты могли приходить и играть живьем. Газеты и журналы, даже неспециализированные, писали о джазе. Сегодня это все исчезло: с телеканалов «Культура», «Россия», ТВЦ, из печатных изданий. Джазовая музыка практически не звучит на радио. По крайней мере, в России эта тенденция сохраняется и усиливается. Этому есть объяснение. У нас очевидна цензура на некоммерческую музыку, к коей по праву можно отнести джаз. Я думаю, существуют указания сверху убирать из СМИ все, не приносящее доход. А если ты хочешь, чтобы о тебе писали, – плати, или – до свидания. Джазовые музыканты не в состоянии оплачивать заказные статьи, ротироваться по ТВ или радио, постоянно напоминать о себе. Но поверьте, в этом нет острой необходимости. Наша музыка никогда не была стадионной. Не звучала во Дворцах спорта. Это клубное, элитарное, довольно замкнутое концертирование с ограниченным количеством поклонников. Я удивляюсь, когда люди говорят, что не понимают джаз. Его не надо понимать умом. Ибо джаз – интуитивен и вполне может восприниматься на уровне «нравится – не нравится».

– Очевидная элитарность джаза не мешает существованию этой культуры?
– Если о джазе не пишут официальные и иные СМИ, это не значит, что его нет. О классической музыке тоже мало говорят. И что? Все нормально, так и должно быть. Посмотрите джазовые порталы в интернете. Складывается впечатление некоего подъема. На территории постсоветского пространства проходит масса фестивалей. В Украине, Беларуси работает много коллективов, жизнь кипит. Сюда хлынули американцы, увидев здесь непочатый край работы. Почему? «Живая» музыка востребована, это чувствуется. Народ устал от пластмассы, певцов караоке, «фанеры», синтетики, суррогатов. На волне зрительского интереса появились отличные музыканты. Ведь сейчас ситуация коренным образом отличается от, скажем, тридцатилетней давности. Когда джаз считался запрещенной, вражеской, вредной для общества музыкой. Сегодня полно возможностей для самореализации и обучения.

– Одна из них – обучение джазовому мастерству в вашей собственной Лаборатории, по уникальной авторской методике…
– Двадцать лет я вынашивал свою идею преподавания. Знаете, в чем коренное отличие моего метода работы со студентами от стандартной формы обучения? Я ставлю перед музыкантами задачи понимания музыки сердцем, в первую очередь. Музыка не должна быть арифметикой, занятием только для музыкантов. Мой системный подход позволяет молодым изучить базовый импровизационный язык, с помощью которого музыкант сможет потом полноценно выразить свои мысли на инструменте. Я обязательно изучаю психологию ученика, «копаюсь» в нем. Ни в одном учебном заведении этого не делают.

– Ученики радуют вас успехами?
– Посмотрите мой сайт. Там выложены более 80 демонстрационных роликов с работами студентов. Такая открытость – моя «фишка». Я играю честно – вот я, вот мои ученики и их музыка. У других преподавателей этого нет. Кто еще может похвастаться видео своих учеников? Результаты моей преподавательской работы доступны всем. Оценивайте.

– Вы учите молодых тому, что музыка, которую они играют, должна быть интересна не только им, но и публике, сидящей в зале?
– Вы знаете, к пониманию того, что к зрителю нужно относиться с уважением, я сам пришел не сразу. Этому меня научила заграница. Я пожил четыре года в Венгрии, два года в Амстердаме, несколько лет в Америке, в Канаде. Так вот все музыканты там, даже самые ортодоксальные джазмены, – в первую очередь, актеры. Они работают на публику. Следят за внешним видом, сценическим имиджем. Все открыты, улыбаются, общаются с залом. Пренебрежение к публике характерно, скорее, для музыкантов постсоветских. Своих учеников я учу «продавать» музыку, в хорошем смысле этого слова. Благодарить зрителя искусством за то, что он потратил деньги, время, пришел на концерт. Тогда успех обеспечен. И какой бы ты ни был весь из себя гениальный – ни в коем случае нельзя выходить на сцену в грязной одежде, обуви – это чудовищное неуважение к людям, сидящим в зале. Допускаю, что сценический образ может быть небрежным, свободным. Но аккуратным, обязательно.

– А как вы оцениваете собственный имидж и поведение?
– Я на сцене – пижон. Могу похулиганить, выйти в зал. Главное, что это все гармонично сочетается с той музыкой, которую я играю. «Вкусные» элементы шоу допустимы. У каждого музыканта свои приемы. Может быть, постукивания по гитаре, протяжки по струнам, необычные телодвижения не одобряются профессионалами-коллегами. Но публике нравится, когда музыкант не зажат в серьезные рамки авторитета артиста, стоящего на сцене. Когда он – свой.

СПРАВКА «ЭН»

Игорь Бойко – джазовый гитарист, педагог.
Родился 30 июня 1961 года в городе Сумы в Украине. С 1975 года играл в разных ансамблях города. В 1980 году стал гитаристом ВИА «Обрий» при Сумской филармонии. С 1981 по 1985 годы жил и работал в Венгрии: сначала как солдат срочной службы в ансамбле песни и пляски Советской Армии. По окончании срока службы продолжил работу там же – в качестве вольнонаемного музыканта. Концертировал в Венгрии, Австрии. С 1984 года начал карьеру джазового музыканта. Вернувшись в 1989 году в СССР, окончил училище им. Глиэра в Киеве (класс гитары В.А.Молоткова). В 1990-1992 гг. работал в джаз-оркестре под упр. А.Кролла. 1992-1993 годы были отданы работе в Амстердаме. Участвовал в Европейских джазовых фестивалях. С 1993 года в жизни Игоря – возвращение в Москву и сотрудничество с известным деятелем джаза – Сергеем Манукяном. В 1996 году создал свою группу «Игорь Бойко Бэнд», с которой он концертирует по сей день. По опросу компетентного российского музыкального журнала – «Music Box»», в рубрике «Итоги года», в категории электрическая гитара – Игорь Бойко входит в тройку лучших гитаристов России. Играл гитарные партии в «Арсенале» А.Козлова. С 1997 по 2005 год гитарист работал в группе Валерия Сюткина. Играет на именной гитаре, изготовленной в 2005 году Юрием Шишковым по личной спецификации всемирно известной фирмы «Fender». В 2005 году основал в Москве учебную Лабораторию Игоря Бойко. Живет в Москве.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о