СПРОСИТЕ У ЮРИСТА В «ЭКСПРЕСС НОВОСТЯХ»

Здравствуйте, уважаемые читатели! Хочу сразу извиниться перед теми, кто не увидит сегодня ответ на свои вопросы. К сожалению, объем нашей рубрики не позволяет ответить всем сразу. В следующем номере я обязательно рассмотрю проблемы начисления платы за пользование водой, ситуацию с обменом жилья, а также отвечу на вопросы, поступившие по электронной почте.

Задавать свои вопросы нашему юристу Наталье КОСТКО вы можете по телефону (029)7755377, присылать на e-mail: kostko_en@tut.by или на адрес редакции.

И КРЕДИТ, И ЛЬГОТЫ

«Здравствуйте, рубрика «Правовед»! Ежемесячно я выплачиваю кредит. Правда ли то, что у меня есть льготы по уплате подоходного налога?».
Андрей, Минск.

Жаль, что вы не указали точно, кредит на какие цели вы взяли. Если на строительство или приобретение жилья при условии, что стоите на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, – тогда да. Данное право на льготу по подоходному налогу предусматривает Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц», статья 15 «Имущественные налоговые вычеты». Итак, при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона плательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов: в сумме фактически произведенных плательщиком, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов (включая проценты по ним), полученных плательщиком в банках Республики Беларусь и фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры.

И СНОВА ПРО ОЧЕРЕДЬ

«Здравствуйте. Моя дочь работает по распределению в одной из минских школ. Сама она прописана в Минском районе. Может ли она стать на очередь по улучшению жилищных условий в Минске?»
Екатерина Валентиновна, Барановичи.

Здравствуйте, Екатерина Валентиновна! Порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрен Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь № 565 от 29 ноября 2005 г.

Согласно этому документу гражданин вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по постоянному месту жительства (теперь месту постоянной регистрации), а также по месту работы (службы). Думаю, в отношении учительницы последний вариант нежизнеспособен, так как отечественные отделы образования не строят для своих сотрудников квартиры.

Значит, остается только стать на очередь нуждающихся по месту жительства. Это возможно при наличии определенных условий. В частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются (п. 3 Положения) граждане:

– не имеющие в собственности или в пользовании жилых помещений в данном населенном пункте;
– обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека;
– проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
– проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников;
– проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;
– проживающие в служебных жилых помещениях и т.д.

Чтобы иметь полное представление о своих возможностях, вам лучше самостоятельно ознакомиться с этим документом. Там же перечислены и документы, необходимые для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень этих документов можно узнать и в местном исполкоме.

Если столичная очередь имеет для вас принципиальное значение, то немаловажно помнить, что, согласно вступившим в силу с 1 января 2008 года изменениям в данное положение, на постановку на учет не принимаются граждане, прибывшие в г. Минск из других населенных пунктов, в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в г. Минске.

НИ ТУДА НИ СЮДА

«Некоторое время назад мы вступили в кооператив. По плану дом должны были сдать в декабре 2007 года. На самом деле, в декабре у этого дома не было даже крыши. Но комиссия, которая принимала дом, подписала все необходимые документы. Квартира у нас 85 квадратных метров. Но в январе 2008 года у нас родился третий ребенок. Самое интересное, что нам сказали, будто у нас лишние 5 квадратных метров. И мы должны за них доплатить. Пошли в банк, чтобы получить побольше льготный кредит, но там отказали – ведь дом по бумагам сдан в декабре, а ребенок родился в январе. Попробовали взять субсидию в исполкоме – не дали по той же причине. В итоге в доме до сих пор ведутся внутренние отделочные работы, в квартире мы не живем, 85 метров на пять человек не хватает, а мы еще и должны несколько миллионов. Что делать?»
Александр, Лида.

Уважаемый Александр. Что касается выдачи кредита и субсидии, с вами поступили по закону – оформлять их на самом деле можно было лишь до окончания строительства. Можно попытаться доказать незаконность сдачи дома в эксплуатацию. Под приемкой в эксплуатацию объекта подразумевается, что он готов к этой самой эксплуатации. Согласно положениям «Приемки законченных строительством объектов» (Основные положения, СНБ 1.03.04-2000, утверждены Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. № 596), «приемочные комиссии обязаны проверить: соответствие объектов и смонтированного оборудования проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ согласно требованиям строительных норм и правил; результаты испытаний и комплексного опробования оборудования, подготовленность объектов к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг), включая выполнение мероприятий по обеспечению на них условий труда в соответствии с требованиями взрыво- и пожарной безо­пасности и производственной санитарии, защите природной среды; наличие и содержание прилагаемой к акту документации и заключений органов Государственного надзора» (п. 5.5).

Согласно п. 3.11 этого же документа, «допускается приемка в эксплуатацию жилых домов, строящихся за счет внебюджетных средств и кредитов банков, без выполнения в полном объеме работ по внутренней отделке (наклейка обоев, покраска, облицовка), без покрытия полов (кроме дощатых), за исключением кухонь, ванных комнат, санитарных узлов и без встроенной мебели при согласии заказчика (застройщика), жильцов и внесении соответствующих изменений в проектную документацию и договор строительного подряда.

При этом в предъявляемых к приемке жилых домах должны быть в полном объеме выполнены подготовительные работы под окраску, побелку, наклейку обоев, все работы в помещениях общего пользования и по инженерному обеспечению зданий.

При приемке объектов строительства в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов работ, с согласия заказчика (застройщика) допускается перенос сроков выполнения этих работ на ближайший благоприятный период года, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта.

Перечень этих видов работ, их объемы, стоимость и сроки выполнения устанавливаются заказчиком (застройщиком) по согласованию с соответствующими органами государственного надзора и отражаются в акте приемочной комиссии (п. 3.12).

Как видите, о том, что дом может быть принят в эксплуатацию без крыши, и речи нет.
Акт приемки в эксплуатацию может быть оспорен в суде, вы также можете обратиться в местный отдел Комитета государственного контроля (если дом строился за бюджетные деньги) или прокуратуру с целью проведения проверки.

В ЧЕМ РАЗНИЦА

«Здравствуйте, ведущая рубрики «Правовед»! В прошлом году за деньги я прописалась недалеко от Минска. Сейчас прописка заменена на регистрацию. Что мне делать – платить в этом году за регистрацию или не платить?».
Ирина, Минск.

Ирина! Подробно о регистрации вы можете почитать в Положении о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь № 413 от 7 сентября 2007 г. По большому счету, регистрация мало отличается от прописки, за исключением одного момента. Ранее действовавшие нормы вынуждали работодателей из столицы требовать от своих подчиненных прописку в Минске или Минском районе. Теперь таких ограничений нет. Поэтому, если прописаться в Минском районе вас заставило только условие нанимателя, вы можете отказаться теперь от прежней прописки и оформить регистрацию в любом населенном пункте Беларуси. Например, там, где живут ваши родители.

Оставить комментарий