В ИХ ПЕСНЯХ ОСТАЛИСЬ И МЫ…Легенде советской и белорусской эстрады «Песнярам»

Ансамбль «Песняры» – такой же символ нашей страны, как, например, аисты и зубры. 1 сентября легендарному коллективу исполнилось 35 лет
Путь артистов усыпан не только розами, но и шипами. И «Песняров» это не минуло. Накануне юбилея легенды советской и белорусской эстрады наш корреспондент встретилась с заслуженными артистами Беларуси Владиславом Мисевичем, Валерием Дайнеко и Игорем Пеней, чтобы повспоминать…

Кто придумал название

Начали «Песняры» свою творческую карьеру как аккомпанирующий коллектив Виктора Вуячича, Нелли Богуславской и Лидии Кармальской. Но назывались они тогда не «Песнярами», а «Лявонами». В 1970 году Лидия Кармальская (в то время жена Владимира Мулявина) прошла отборочный тур для участия во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. «Лявоны» ехали только как аккомпаниаторы. И хотя к тому времени у коллектива был уже и свой небольшой репертуар, обязательным условием было придумать новое название.

За несколько дней до поездки в Москву, находясь на гастролях в Бресте, Леонид Тышко и Владислав Мисевич пошли в библиотеку. Владислав Людвигович рассказал: Леонид Тышко хорошо знает белорусскую литературу, вот он-то и предложил название «Песняры». Все согласились, ведь корень был тот же, что и в слове «песня».

Первый триумф

«Песнярам» предложили поучаствовать в последнем отборочном конкурсе тура, и они вышли в финал. А вот Лидия Кармальская - нет.

Результат конкурса ошеломил. Первую премию не присудили никому, а вторую разделили Лев Лещенко и «Песняры».

Во времена СССР одобрение в Москве коллектива из союзной республики значило если не все, то очень многое. «Песнярам» разрешили называться вокально-инструментальным ансамблем, хотя тогда с этим жанром шла активная борьба. А еще их артистические ставки увеличились на 1 полновесный советский рубль. За вокал.

А раз так, то надо было готовить сольную программу. «И вот тут возник вопрос репертуара, - вспоминает Владислав Людвигович. – Он у нас был очень пестрым. Мы исполняли некоторые вещи из репертуара «Битлз», песни советских композиторов и белорусские народные песни. Это было предложение Владимира Мулявина. Сначала это был эксперимент. Но буквально после одного-двух выступлений мы поняли, что у публики есть к этому огромный интерес, да и нам тоже понравилось. На гастролях в Смоленске мы специально всю программу пели только на белорусском языке. Слушали, как иностранцев. Так что белорусская песня хороша со всех сторон».

Без преувеличения, «Песняры» прославили Беларусь во всем мире. Белорусские песни звучали в их исполнении на концертных площадках, творческих форумах. Эти же песни пели во время семейных застолий, и ресторанные музыканты исполняли их «на бис».

Кризис коллектива, но не жанра

В любом творческом коллективе рано или поздно случаются кризисы. Вопрос только в том, с какими потерями, а иногда и с приобретениями выходят из него люди и коллективы.

Владислав Мисевич считает, что первый кризис в «Песнярах» приходится на начало 80-х годов. Каждые два года готовились новые программы, прокатывались по всему СССР, но ансамбль редко показывали по телевидению, одним словом, «исчезли из СМИ». В репертуаре не появлялось новых песен. Но на концерты, может, даже по инерции, предполагает Владислав Мисевич, люди шли.

Кризис привел к разногласиям в коллективе, и в 1992 году из ансамбля ушли Валерий Дайнеко и Владислав Мисевич – фигуры очень заметные, если не сказать знаковые.

В 1994 году ансамбль отметил свое 25-летие. Владислав Мисевич считает, что в те годы коллектив держался на Олеге Аверине, Игоре Пене, Александре Катикове. Игорь Пеня называет те годы «ударной пятилеткой зарубежных гастролей». Они неоднократно бывали в Германии и других странах Европы. На уникальном музыкальном фестивале в штате Аризона из стран Восточной Европы пригласили только «Песняров» и певицу из Литвы. «Песнярам» одинаково рукоплескали после исполнения белорусских и английских песен.

В эти годы Олегом Авериным и Александром Катиковым были написаны песни, которые теперь составляют «золотой фонд» коллектива.

В 1996 году в ансамбле замерла творческая жизнь. Александр Сосновский, в то время министр культуры, встречаясь в жюри конкурсов с Валерием Дайнеко, не раз высказывал обеспокоенность судьбой коллектива. И в 1997 году Дайнеко и Мисевич вернулись в ансамбль. Началось возрождение коллектива. Однако, как когда-то первая жена Владимира Мулявина вывела в свет «Песняров», так последняя приложила максимум усилий, чтобы всех рассорить. Благодаря ее стараниям должность директора, которую занимал Владислав Мисевич, сократили. Валерий Дайнеко, Олег Аверин, Игорь Пеня, Александр Катиков и еще несколько человек сразу же уволились из государственного ансамбля «Песняры». Вскоре на сцену вышли «Белорусские песняры». Но это уже другая история.

Детектив-шоу

«Песняры» - это такой брэнд, который кормит уже четыре коллектива», - сказал Владислав Мисевич. И точно.

В 1999 году с соблюдением всех юридических формальностей были созданы «Белорусские песняры». Продолжал существование и государственный ансамбль «Песняры», которым руководил Владимир Мулявин. После его смерти претендентов на руководство коллективом стало как минимум трое. Особенно настаивал на своих исключительных правах Леонид Борткевич.

Не найдя общего языка ни с «Белорусскими песнярами», ни с государственным ансамблем «Песняры», он зарегистрировал в России торговую марку «Песняры». Причем сумел сделать это очень быстро, хотя на такую процедуру по законодательству отводится большой промежуток времени. Теперь Леонид Борткевич, образно говоря, вставляет палки в колеса «Песнярам» и «Белорусским песнярам», требуя себе то ли отчислений от выступлений, то ли славы. Владислав Мисевич рассказал, что когда «Белорусские песняры» давали юбилейные концерты «35 и 5» в Кремлевском дворце, Леонид Борткевич «навел» на них борцов с экономической преступностью. Как и следовало ожидать, российские правоохранители не обнаружили криминала в деятельности белорусских артистов. Но пережить неприятный момент артистам, безусловно, пришлось. А до того господин Борткевич настаивал, чтобы в «белпесняровском» концерте ему позволили спеть хотя бы одну песню. Артисты сочли, что музыкальная форма претендента недостаточно хороша для участия в концерте.

Кто настоящие, кто потешные

Продолжая тему «клонов» «Песняров» и сохранения достоверного музыкального наследия легендарного ансамбля и Владимира Мулявина, Владислав Мисевич и Валерий Дайнеко единодушно считают, что делается все это как-то спустя рукава. Например, создан наблюдательный совет государственного ансамбля «Песняры», в состав которого входят среди других известных музыкантов Олег Аверин и Валерий Дайнеко. Однако их ни разу не приглашали на заседания совета. Валерий Дайнеко предложил для издания музыкальной антологии «Песняров» записи выступлений, которые сохранились только у него. Естественно, на безвозмездной основе. Опять молчание. Поэтому можно предположить, что антология будет неполной.

А что же нынешние, как принято называть, официальные «Песняры»? После нескольких воинственных «пиар-акций» руководитель этого коллектива высказался в том духе, что им государство доверило брэнд «Песняры», но отмечать 35-летний юбилей как свой было бы неэтично, ведь в коллективе молодые ребята, которые к тем «Песнярам» не имеют отношения. И вообще, надо завоевывать зрителя, а не выяснять, кто главнее. На просторах России иногда выступает Борткевич с малочисленной «группой товарищей» и еще один клон, отпочковавшийся уже от него, концертирует в заштатных российских городах. Остается надеяться, что на всех «Песняров» хватит слушателей. И кто из них настоящие, а кто потешные - рассудит время.

P.S. «Белорусские песняры» тоже считают, что 35 – это не совсем их юбилей. Поэтому они отметили в Кремлевском дворце сразу два юбилея: 35 лет «Песнярам» и 5 лет «Белорусским песнярам». Выпустили в Москве юбилейный компакт-диск, который так и называется «35 и 5». В предисловии к нему назвали Владимира Мулявина Легендарным Песняром. В скором времени этот CD можно будет купить и в Минске.

3
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Анонимно

По меньшей мере неэтично называть Леонида Борткевича, самого яркого из солистов легендарных "Песняров", потешным. И стыдно!

Е.В. Ильина

Борткевич был одним из первых, но не самым ярким солистом и достаточно недолго. Его поезд ушел еще в прошлом веке. Как-то даже неловко за него, что он не понимает очень простой вещи - в настоящее время он является карикатурой на сомого себя тогдашнего.

Бей Бп

"Борткевич был одним из первых, но не самым ярким солистом и достаточно недолго." Недолго - это сколько? А самым ярким кто был? А Дайнеко сейчас не каррикатурана себя самого? 🙂