НИКОЛАЙ КИРИЧЕНКО: «ТЕАТР НЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»

Актер и директор… Сочетание, на первый взгляд, странное, если не противоречивое. Можно ли «поверить алгеброй гармонию», совмещать эмоциональную духовность лицедейства с трезвым расчетом администрирования? Трудно, но, оказывается, возможно. Доказательством этому – пример человека, работающего в Национальном академическом театре им. Я.Купалы. Николай Михайлович КИРИЧЕНКО – Народный артист Республики Беларусь, занятый в большинстве спектаклей, ведущий мастер сцены – с 9.00 до 18.00 работает директором вышеупомянутого учреждения культуры.

Более трех лет он умудряется сочетать актерство с «головной болью» административных проблем, преподаванием в Академии искусств.
«Где вы берете силы?» – этот вопрос я специально не включила в список при подготовке интервью. Потому что, как мне кажется, знаю ответ. Для Николая Кириченко слова «театр» и «жизнь» – синонимы. Он так живет. Талантливый, ироничный, умный, с тонким чувством юмора, обаятельный, уставший играющий директор театра им. Я.Купалы – в беседе с корреспондентом газеты «ЭН».

– Какие способности драматического актера являются врожденными, а какие можно развить?
– Я не думаю, что скажу сейчас какую-то удивительно новую мысль. Актерская профессия – это воскрешение качеств, которые присутствуют в каждом человеке от рождения. В детстве мы все немножко владеем актерским мастерством. Понаблюдайте, как играют малыши. Они искренне верят в то, что кукла – живая, войнушка с убитыми и ранеными – серьезное дело. Такая вера в предлагаемые обстоятельства дана всем людям. Именно она является основой актерской профессии. Правда, со временем одни утрачивают природное качество веры, а другие делают своей профессией. Попробуйте вывести любого взрослого на сценическую площадку и предложите ему существовать естественно в «заколдованном лесу, среди вымышленных персонажей». Вряд ли это будет успешный опыт. А артист по-настоящему верит в сказку спектакля, он же не сумасшедший, в конце концов. Что касается развития способностей, то, естественно, это происходит с накоплением опыта от одной роли к другой. Актер должен играть.

– В истории театра есть примеры, когда актер становился известным уже в зрелом возрасте. Что помогает сохранять уверенность все эти «нерейтинговые» годы и не уходить из профессии?
– Сложно делать обобщения. Но мой театральный опыт – как раз свидетельство тому, о чем вы спрашиваете. Я начал что-то уметь довольно поздно. Моим учителем в институте был сам Дмитрий Орлов. Он довольно сурово относился ко мне, но верил. Помню его слова, сказанные перед смертью: «У тебя вначале ничего не будет получаться. Жди, твое время придет позже». Действительно, первые годы работы в театре не складывались никак. Не было серьезных ролей. Я почему-то не вписывался в репертуар, до отчаяния. Вопрос стоял даже так: самому уйти или тебя «уйдут» из Купаловского. Первый проблеск – спектакль «Ночь лунного затмения». Потом «Мы, нижеподписавшиеся», в котором мою работу отметил сам автор пьесы. После роли Ягайлы в «Князе Витовте» я, наконец, обрел уверенность в себе, как актере. Не знаю, звезды так сложились, что-то еще, но слова моего учителя сбылись абсолютно.

– О каких ролях театрального репертуара вы мечтаете?
– Я о многих мечтаю, но не скажу, чтобы не сглазить. У актеров столько всяких предрассудков, суеверий. Например, нельзя фотографировать спектакль до того, как он выйдет. Нельзя есть семечки в помещении театра – не будет сборов. Еще одна традиция – актеру нельзя подымать с пола текст пьесы во время репетиции, роль не сложится. Если листы упали, вы должны сесть на них, потом вытащить из-под себя. Так актер «расколдовывает» неудачу. Со мной такой случай произошел в метро. Я ехал на работу и читал пьесу «Вечер». Листы лежали на портфеле. Потом мне что-то понадобилось достать. Стал открывать портфель, и пьеса соскользнула в проход. Что делать? Я сижу… и не подымаю. Потом аккуратно начинаю сползать с сиденья и накрывать собой эти несчастные бумажки на глазах у изумленной публики. Если серьезно говорить, то мне бы хотелось вернуться к Мольеру в «Кабале святош» по Булгакову. Эту роль я играл в дипломном спектакле.

– Вы могли бы решиться на такой подвиг, как игра в моноспектакле – сложнейшем виде драматического искусства?
– …Я еще ничего не знаю, согласия пока не давал (из знаменитого портфеля на свет появляется пьеса моноспектакля Николая Кириченко). Мало времени, затягивает административная работа, столько нерешенных проблем, сложностей. Неужели непонятно, что театр – это не машиностроительный комбинат. Общепринятые нормы деловых взаимоотношений не вписываются в рамки искусства. Мне говорят, что сегодня я должен заключить договор на производство таких-то декораций. А я не знаю, будет ли вообще поставлен этот спектакль или какой-то другой. Как может художник что-то жестко планировать?.. Давайте лучше не будем о грустном.

– Следующий вопрос тоже не слишком веселый, к сожалению. Спускаются ли театрам планы, например, по количеству премьер сезона, по цифре обязательных к постановкам пьес белорусских драматургов?
– Спускаются, конечно, как без них. Не по количеству премьер, а экономические планы по оказанию платных услуг населению, так это называется. План от реализации билетов, причем каждый раз с нарастанием, сопоставимым с ценами. Если говорить о репертуаре, то существуют параметры, определяющие процент пьес белорусских драматургов в общем количестве спектаклей. Сейчас проходят репетиции «Пинской шляхты» В.Дунина-Марцинкевича и пьесы с рабочим названием «Плач Любославы» А.Дударева. Начинается подготовка к Чеховскому театральному фестивалю. Театр будет отмечать 150-летие со дня рождения А.П.Чехова его пьесой «Свадьба» в постановке российского режиссера В.Панкова. В общем, не только экономических, но и творческих планов у театра много.

СПРАВКА «ЭН»

Николай Михайлович Кириченко – народный артист Республики Беларусь, директор Национального академического театра им. Я.Купалы.
Родился 16 марта 1946 года в Молодечно. В юности работу на автозаводе совмещал с учебой в вечерней школе и занятиями в театральной студии «Юность». В 1969 году закончил театрально-художественный институт в Минске (курс Д.Орлова). 2 года работал в Брестском драматическом театре. С 1971 года – актер столичного академического театра им. Я.Купалы. С 2005 года – играющий директор первого театра Беларуси. Ведущий мастер сцены, за свою творческую жизнь сыграл более 80 ролей в театре и кино. Преподает в Академии искусств, доцент кафедры мастерства актера. Женат, двое детей. Живет в Минске.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
ARMEN

Николай Михайлович Кириченко по матушке армянин!