ОКНО-ТО ОДНО, ДА ДВЕРЕЙ МНОГО

Уж сколько времени мы слышим о преимуществах принципа «одного окна» и дебюрократизации государственных структур. Если поверить всему, о чем рассказывают нам отвечающие за это чиновники, то живем мы в самом правовом, экономически и политически развитом государстве, где простого человека уважают и блюдут его интересы буквально все: от простого клерка до самых высших чиновников.

ВЫПОЛНИЛИ И ПЕРЕВЫПОЛНИЛИ

К такому выводу пришел корреспондент «Экспресс НОВОСТЕЙ», побывавший в Пресс-центре Дома прессы на заседании «круглого стола», где обсуждалась тема: «Реализация и способы совершенствования принципа «одного окна» в работе государственных органов». С докладами выступили представители восьми госструктур от Министерства юстиции, Минжилкомхоза, Департамента по гражданству и миграции МВД республики, горисполкома, до ответственных работников Госкомитета по имуществу, Белтопгаза и Госавтоинспекции. Речь шла в основном об успехах. И то правда, ведь за 2007 год по обращениям граждан только в организациях ЖКХ выдано 2,1 миллиона справок и других документов по обращениям граждан и еще 186,5 тысячи получили государственные структуры. Есть зримые достижения и в службах «одно окно» районных и городского исполкомов Минска. Если в 2006 году к ним обратилось 80.200 жителей города, то в 2007-м – 121.865. Стремиться же городские чиновники будут вот к чему: «Основные перспективные направления дебюрократизации в государственных органах и государственных организациях Мингорисполком связывает с созданием единой системы реагирования на обращения граждан в местные исполнительные и распорядительные органы. Создание такой системы предполагает исключение возможностей необоснованного привлечения граждан к оформлению документов и позволит исключить непосредственный контакт заявителя с государственным служащим».

Ну и как можно понять эту формулировку? Гражданина и чиновника разделят компьютерной сетью, и теперь, заказав в окне нужную справку, наверняка можно услышать: «А вас, уважаемый, в компьютерной базе данных нет, потому что вы живете в частном или кооперативном доме, а оттуда нам сведений не поступало». Конечно же, принцип «одного окна» – дело хорошее, но это вовсе не панацея от чиновничьего произвола и взяточничества. И уж совсем смешно было слушать о лидерстве Беларуси в этом вопросе. Развитые европейские страны давным-давно компьютеризированы, и их банки данных уж несколько десятилетий как объединены, а про проникновение интернета в жизнь каждой отдельной евро-американской семьи, не говоря уже о госструктурах, я вообще молчу. В этом вопросе мы еще своим каменным топором хвастаемся, а они уже бензопилу изобрели. Ну и кто информационных благ заготовит больше? Кстати, о благах и возможностях одного окна.

Вот пример. Скажите, сколь­ко времени понадобится частному предпринимателю, чтобы арендовать себе у государственного учреждения помещение под офис? Можете не гадать, ибо конкретного срока нет. Скажем, вы договорились с руководителем госучреждения об аренде комнаты. Подписали договор и, чтобы вам не бегать по инстанциям (а это и есть базовый принцип одного окна и дебюрократизация), тамошний юрист берет ваши документы и начинает их отправлять по инстанциям: в МЧС, санитарную инспекцию, профильное министерство, исполнительные органы и даже в Совет безопасности страны. Один мой знакомый индивидуальный предприниматель решил арендовать помещение во вполне приличной гостинице, по доступной, как ему показалось, цене. С руководством предприятия все было оформлено быстро, но потом… Три месяца подряд он звонит юристу гостиницы и слышит стандартный ответ: «Документы на согласовании. Свяжитесь со мной через неделю›. В последний раз ему сообщили, что его дело по аренде 13-метровой комнаты находится в соответствующей структуре Совета безопасности республики, и это уже последняя инстанция. Со времени начала оформления договора прошло три с половиной месяца и гарантировать, что предприниматель вселится в свой офис, никто не может.

Рассказав эту историю, я получил от представителя Министерства юстиции вполне конкретный ответ: «Это гражданско-правовая сделка, и она не подходит под статус «одного окна».
Вот тут-то и хочется спросить: «А кому оно нужно, это ваше «одно окно», если теперь не проситель ходит по кабинетам, а госслужащие. Раньше при острой необходимости посетитель пусть и сидел часами у различных кабинетов, но хотя бы мог реально ускорить дело. Вот и ждут теперь граждане у «окна» хорошей для себя погоды. Только, похоже, наступит она еще не скоро. Теперь представьте себе, сколько бы уже заплатил этот предприниматель за аренду помещения? А какова утраченная выгода самого государства, которое недополучило в бюджет сотни миллионов рублей, в результате того, что тысячи мелких и средних предпринимателей не могут развить свою деятельность, ибо ждут месяцами разрешительных уве­домлений многочисленных учреждений? А сколько площадей в это время попросту «гуляет», хотя могли использоваться по назначению? Впрочем, а «гуляют» ли? Может быть, скоро появятся новые чиновные «оборотни›, сделавшие свой бизнес на финансовых сквозняках принципа «одного окна»?

ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ

Ну, да Бог с ними, с предпринимателями, хоть они и представляют малый бизнес, но денег, как водится, «по-любому» имеют куда больше и живут куда лучше и комфортнее, чем наши бюджетники и особенно пенсионеры, если к тому же дом последних на ремонт ставят. С одной стороны – счастье великое, что жилье ремонтируют, но другое дело – как? Встретил как-то одну пожилую женщину, бодрую такую, по утрам кроссы в парке Горького бегает. Вот она-то мне и поведала про счастье ремонта «со слезами на глазах». Живет она в ставшем знаменитым доме № 13, расположенном на столичной улице Киселева. Не поверите, но год назад пришли к ней бравые ремонтники, что-то там открутили, ободрали, поломали и… исчезли, будто их и не было. Старики и старушки кое-как к этому стихийному бедствию приспособились: у кого газ отключили, те электроплитки поставили, кто ванны лишился – под душем стали мыться с тазиком, то есть сами решили свои временные трудности и стали ждать. Прошел месяц, другой, третий… А ничего не происходит. Вот и начали люди ходить по кругу от одного «окна» к другому. Их вежливо слушали и посылали дальше, к другому «одному окну». Намаявшись, решили жильцы использовать свой последний шанс: написать письмо самому Президенту и рассказать о своей беде. Уж не знаю, как письмо до него дошло, но в один счастливый день примчалась целая бригада, и мастера ЖРЭО деятельно продолжили начатый год назад ремонт. Мою знакомую любительницу здорового образа жизни тут же из квартиры на улицу выставили. А она радуется: «Знаете, я так давно о ремонте мечтала, теперь мойку поставлю. А еще нам всем обещали, что печные трубы уберут, а то они только мешают…».

«Счастливые они, эти люди из дома № 13 по Киселева», – подумают многие наши читатели, понимая, что им самим не дождаться капремонта, ибо платить-то мы за него платим, но нигде это не фиксируется и средства не аккумулируются. Значит – все надежды на родное государство, а у него «на шее» висит недоремонт жилого фонда на пять миллиардов долларов или около того. Вот и проси у начальников ЖЭСов что-нибудь капитально отремонтировать. Да не могут они помочь всем! На это лет сто понадобится. Он вас вежливо к тому самому «одному окну» пошлет. А что с него, с окна-то, толку, если на «нет», которое оттуда чаще всего слышится, и суда нет!.. Справедливости ради следует сказать, что граждане после заглядываний в различные «окна» в конце-концов пишут в настоящее «одно окно» – Президенту страны. Похоже, что только там действительно помогают. Во всяком случае дом по Киселева, 13 точно отремонтируют.

P.S. Редакция «ЭН» решила создать свое информационное «окно». Уважаемые читатели, присылайте нам истории о примерах положительного или отрицательного контакта с чиновниками, обслуживающими «одно окно». Думается, что это будет полезно всем – и государству, и гражданам.

Оставить комментарий