НЕВРОЗЫ АТАКУЮТ ОФИСЫ

По информации российского Института глобализации и социальных движений (ИГСО), во многих компаниях наших соседей бушует эпидемия неврозов. «Нечто похожее есть и в Беларуси, – сообщил «ЭН» коуч, психолог, директор консалтинговой компании «Коучинг Центр» Михаил ДЕРНАКОВСКИЙ. – Просто в нашей стране больше стабильности и меньше невротических расстройств.

Вообще невроз – это распространенная форма заболевания. Каждый человек это состояние переживает. Если у человека нет невроза, значит, он либо умственно отсталый либо такой уж флегматик, который вообще ничем не хочет заниматься».

Почему неврозы возникают у офисных работников? Что приносит больший вред: разнос начальства или плохое планирование рабочего времени? Какое поведение выдает человека, страдающего неврозами? Как бороться с «офисным» заболеванием? Об этом Михаил Дернаковский рассказал в интервью «ЭН».

КАК РАСПОЗНАТЬ НЕВРОТИКА?

– Какие факторы влияют на работу в офисах и приводят к психическим расстройствам?
– Одними из важных являются фоновые факторы, которые связаны с различными особенностями гигиены труда и межличностными отношениями с подчиненными, с коллегами. Первый фоновый фактор – это нарушение в планировании. Если человек плохо планирует свой рабочий день и свою деятельность, то у него возникают кризисы. Ему постоянно не хватает времени для выполнения какой-то работы. Неправильно спланировал выполнение, может быть, уделял внимание каким-то менее важным делам. Но начальство-то требует. И человек от этого нервничает. Необходимо планировать не только работу, но и питание, физические упражнения, отдых и сон. Это важные вещи, и если они четко спланированы, то человек сможет нормально восстанавливать свои силы и выработает устойчивость к различного рода стрессам.

Второе по степени интенсивности переживание, которое изматывает человека и приводит впоследствии к невротическому состоянию, связано с поиском нужной вещи или нужного документа. Ручка куда-то делась или блокнот. Человека эти поиски раздражают. И если в течение дня человек испытывает 5-6 таких напряженных моментов, то это обязательно заканчивается истерикой. У человека накапливается внутренний стресс, что, скорее всего, повлечет за собой повышенную чувствительность к внешним раздражителям и неврозу. Третий фоновый фактор – санитарно-гигиенический. Здесь на состояние влияют степень освещенности, уровень шума, расстояние между рабочими местами…

– Кстати, где лучше работать: в офисе с отдельными кабинетами или обычными перегородками?
– Второй вариант, когда люди работают в огромном помещении, способствует выработке командного духа, командной работе. Добавлю, что для человека важно понятие территоризма. Это мое рабочее место, мой компьютер. И любое вторжение во все «мое» будет вызывать злость, раздражение, внутреннюю агрессию. Но человек не всегда может свободно выразить свою агрессию. Она накапливается где-то внутри и приводит к ряду внутренних расстройств, в том числе и невротических. А порой соматических. Давление начинает скакать, сердце учащенно биться…

БЕРЕГИТЕСЬ ПЕРЕГРУЗОК

– Приводит ли к неврозам трудоголизм?
– Если человек много работает и постоянно находится в состоянии стресса, переутомляется, то у него может развиться неврастенический невроз. Первые признаки – это когда человека начинают раздражать изначально нейтральные стимулы. Дождь капает, дворник метет, кто-то шелестит бумагой. Это говорит о том, что человек уже переутомился. Если не принимать меры, не отдыхать, не начать расслабляться, невротическое состояние перейдет во вторую фазу – раздражительная слабость. То есть дворник уже не просто раздражает. Человек вылезет в окно и начнет со слезами на глазах на него кричать либо будет плакать и расстраиваться по любому поводу, истерить на пустом месте. И третья фаза – это гипочувствительность. Человек приходит домой и уже ни на что не обращает внимание. Такое состояние, если оно длится долго, часто приводит к серьезным соматическим последствиям. Язва желудка, гипертонические заболевания, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз. Может возникнуть и аллергическая реакция.

– Боюсь, многим этого не избежать. Перерабатывать приходится не только, чтобы заработать больше денег. Есть еще страх перед поркой начальства за свою работу.
– С одной стороны, страх не так плох, потому что он играет мотивирующую роль. Сотрудник, который не имеет страхов, – плохой работник. Если отсутствует страх, то он будет спокойно сидеть, ничем особым не занимаясь и ни о чем не волнуясь. Этот флегматизм ни к чему хорошему не приведет. Но если страха много, то он будет вредить. Человек станет много суетиться, не сможет принимать четкие решения. Возникнет неудовлетворенность трудом, упадет инициатива. Человек начнет выполнять только легкую работу. Чтобы успокоить начальство, ввести его в заблуждение, будет даже подтасовывать результаты, придумывать хитрые уловки. В конечном итоге он просто сбежит с этой работы.

НУЖНО УМЕТЬ ОТДЫХАТЬ

– Начальство должно как-то дозировать поток своего недовольства работниками?
– С одной стороны, начальство должно создавать ажиотаж, чтобы работники трудились. Но если видит, что работник совсем замотан, нужно давать отдых.

– Насколько пагубным может оказаться для человека «порка» начальника?
– Все зависит от человека и причин. Причина может быть необоснованной. Или, например, когда нет четких принципов, за что работники попали под разнос. Начальник захотел – поругался. А когда нет четких причин недовольства, подчиненные станут плохо работать. Последуют увольнения. Поэтому начальник должен четко определить, кого, за что и когда наказывать.

– Помогает ли улучшить работу подчиненных публичная порка?
– Публичная порка совершенно бессмысленна. Показать, что кто-то дурак. А смысл? Лучше разбираться индивидуально. Да, иногда публичная порка используется в коллективе, который не хочет работать. Но иногда она осуществляется по случайному принципу. И не важно, провинился ты или нет.

– Спастись от неврозов помогает хороший и правильный отдых. Способен ли человек, который постоянно думает о работе, хорошо отдохнуть?
– Есть поведение реактивное и автономное. Реактивное как раз связано с чувством долга. Если работник чувствует свою нужность на работе, то его поведение будет всегда связано со стрессом в той или иной степени. От этого человек не будет отдыхать даже в отпуске. Он может поехать куда-то, но обязательно захватив с собой какие-то документы. Или может выпить и потом решать какие-то вопросы. Поэтому реактивное поведение несовместимо с отдыхом.

Автономное поведение – способность человека пускать все на самотек на протяжении какого-то времени. Но войти в состояние автономного поведения не у всех получается. Надо либо выпить, либо выехать на другой конец света. Но если человек два-три раза в день созванивается с коллегами, о чем-то договаривается, то ничего хорошего в плане отдыха не получит. Часто таким образом пытаются отдыхать руководители. Лучше все же найти работников, которым ты доверяешь, и уехать в отпуск, будучи спокойным за свое предприятие.

«ВЕРЕВОЧНЫЙ ТРЕНИНГ»

– В российских компаниях стало модным участвовать в тренингах по повышению личной эффективности. Но, по словам работников, многие предлагаемые задания трудно выполнимы. Например, встать и сказать в глаза коллегам, что ты думаешь о них на самом деле. Неужели такая откровенность помогает сплочению коллектива и улучшает работоспособность?
– Откровенность не всегда помогает. Данный тренинг направлен на вскрытие конфликтов. Часто внутренний конфликт мешает людям взаимодействовать. Конфликт вроде бы есть, но нет инцидента, из-за которого люди начинают ругаться. А когда сотрудники друг друга тихо ненавидят, то тут сложно добиться четкого результата в работе. Вообще, наиболее распространенная программа по командообразованию – это «веревочный тренинг».

– Это когда компания выезжает на природу для выполнения экстремальных заданий? Например, один лезет на дерево, а потом прыгает вниз, а другие в это время его страхуют.
– Не обязательно упражнения должны сопровождаться острыми впечатлениями.
«Веревочный тренинг» можно проводить в комнатных условиях. Например, люди должны с завязанными глазами как-то распутаться. Или переместить ковер, на котором стоят, на 180 градусов, при этом оставаясь на нем. Так, чтобы никто не встал в «воду». Если кто-то встал, команда проиграла. Или, например, нужно с помощью досок перебраться куда-то. Или пройти сделанное из веревок препятствие. Но так, чтобы никто препятствия не коснулся. Таких игр, разработанных еще в 1960-1970-е годы американцами для сплочения коллектива, предостаточно. В Беларуси они тоже широко используются. Многие менеджеры понимают значение «веревочного тренинга» и эффективности работы именно команды, а не каждого в отдельности.

– Как это работает?
– Группа людей получает задание, выполнение которого зависит ото всех и каждого. Если кто-то плохо что-то сделал, задание будет не выполнено. Люди понимают, что в любом случае могут ошибиться даже те, кто всегда все хорошо делает. И тогда коллеги начинают более терпимо относиться друг к другу, выполняя такие задания. Во-вторых, они начинают понимать смысл поддержки – достичь одной цели.

Оставить комментарий