БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ: «Я ПОКЛОНЯЮСЬ МУЗЫКЕ. ОНА – МОЙ УЧИТЕЛЬ»

Подавляющее большинство статей о Борисе Гребенщикове начинаются так – «Культовый рок-музыкант…»; «Лидер группы «Аквариум»…»; «Отец-основатель советской рок-музыки…»; «Гуру российского рока…». Все правильно. Но я хочу представить его в первую очередь как философа, изучающего природу истины, гармонии и жизни в музыке. Как человека, который каждый день доказывает себе, что существование заключается в непрерывности процесса познания. Как знатока, чьей музыкальной эрудиции позавидует специализированное энциклопедическое издание. Как доброжелательного, располагающего к себе собеседника.

– Рок-музыку в СССР принято было считать протестной. В 80-е годы многие «неформатные» группы, в том числе и «Аквариум», запретили.
– Я хорошо помню это время. Представьте себе: вы сидите в душном подвале. Хочется дышать. Вдруг находится дырочка, через которую можно глотнуть воздуха. Это является протестом? Потребность дышать естественна для организма. Моя музыка для меня была такой «дырочкой». Вообще, слово «протест» привнесли писатели журнала «Ровесник», которым обязательно нужно было сочинять статьи о «несогласных» героях. Иначе не напечатают. Я придерживаюсь мнения, что протестовать, в принципе, нелепо. Так как именно этого от нас всех и хотят. Бессмысленно противиться плохой погоде. Она скорее всего ничего не заметит. Или подняться против «Газпрома» с его кучей денег. Да хоть вся Россия встань на голову – концерн не обратит внимания. Так вряд ли стоит тратить энергию на такие мелочи, как протесты. Что до «Аквариума», то группу запретили именно потому, что она была странно «не такая». А «не таких» лучше запретить. Спокойнее!

– Вы пишете песни так, как «дышите»? Или все-таки прикидываете, будут ли они продаваться?
– Боюсь, что такие прикидки неинтересны ни мне, ни слушателям. Когда сочиняю, я исхожу из того, что могу сейчас закончить песню и умереть. Так лучше, чтобы она принесла мне удовольствие в процессе творчества.

– Довольно часто можно слышать мнение ваших поклонников о том, что ранние, 80-х годов, пластинки «Аквариума» более понятны и близки. По реакции зала это чувствуется?
– Уверен, что так говорят те, кто слушает свои воспоминания. Но напоминает ситуацию, когда к врачу приходит больной и говорит: «Знаете, доктор, те таблетки, что вы мне сейчас назначите, меня не очень интересуют. Вот в детстве, помню, я как-то съел одно очень вкусненькое лекарство. Вы не могли бы выписать его?». Выкрики из зала раздаются. Но заставлять музыкантов играть то, что просят, будет нечестно по отношению к остальной публике – нескольким поколениям с разными вкусами. Вы можете представить себе, как в филармонии начнут кричать: «Эй, там, на сцене, Бетховена давай!». Дикость. «Аквариум», конечно, не Бетховен. Но перед концертом, выстраивая программу, мы стараемся попасть в некую общую схему происходящего в мире. Это – от сердца, не от головы. И вдруг все бросать и петь «Козлодоева»? Для удовлетворения ностальгии у слушателей в Москве работают несколько ансамблей. Они соглашаются петь много раз одни и те же песни. Лишь бы платили.

– В одном из интервью вы говорили, что если каждый год не делаете новый альбом, то время потрачено впустую. С момента выхода последней пластинки «Беспечный русский бродяга» прошло два…
– Мы эти 2 года гастролировали. К счастью, тур заканчивается в июне. После Минска состоятся еще несколько концертов в странах Балтии, Москве и Санкт-Петербурге. Потом, надеюсь, выступлений не будет очень долго. Я чувствую себя потерянным, если не делаю ничего нового. Отчасти спасает «Аэростат» на «Радио Россия». Но все равно пора уже садиться и работать. Стихи пишутся в тишине.

– Вас называют «гуру». Как вы относитесь к этому эпитету?
– Использование такого эпитета говорит о том, что люди, так меня именующие, не совсем точно понимают смысл слова. Потому что отношения «гуру – ученик» начинаются с того, что ученик приходит к гуру. А тот его принимает. Или не принимает. Я никогда не считал себя Учителем, никого не наставлял. Другое дело, если люди хотят совершенствоваться при помощи той музыки, которую мы делаем. Честь и хвала! Мне кажется, что в современном мире это вообще самая ясная форма обучения. Потому что найти в наших краях аутентичного Учителя сложно. А музыка не зависит от границ, языка. Гарантированно не научит плохому. И может даже привести к наставнику. Я поклоняюсь музыке. Она – мой Учитель!

– А в качестве очистительных программ духовных качеств человека что вы можете порекомендовать?
– Музыку на 100%. Известна даже физическая причина этого. Все в жизни, включая нас, является колебаниями разной частоты. Музыка – один из самых ярких примеров подобных вибраций. Скрытая энергия хорошей мелодии гармонична и соответствует устройству Вселенной. Люди часто живут не в гармонии, а так, как они воспитаны. Руководствуясь несовершенным сознанием, типа «не ходи-ка ты в парк на прогулку, а иди-ка ты денег заработай!». Музыка же за счет своей безупречной природы настраивает тело и душу в такт чистых вибраций. Хорошая тема гармонизирует все путем микроскопических воздействий. Причем любая – от индийских мелодий до Баха и «Битлз». Пускай музыка просто играет у вас в доме. Хуже точно не будет. Только лучше.

– Поэзия может быть очистительной?
– Поэзия – такая же вибрация. Но она связана со словами. Проблема заключается в том, что, оперируя одинаковыми понятиями, собеседники часто имеют в виду разные вещи. Поэтому не понимают друг друга. А музыка – универсальное средство общения. Это было известно многим древнейшим культурам.

– Осталось только научить людей отличать хорошую музыку от плохой. Видимо, поэтому вы несколько лет ведете радиопрограмму «Аэростат»…
– Я предлагаю всем радио Беларуси взять мой «Аэростат» и транслировать. В Харькове это уже делают. Вообще, программа выходит в эфир 3 года. За это время я постепенно сам стал понимать, как развивалась музыка от века к веку.

– О каких пластах мировой музыкальной культуры вы уже рассказывали?
– Я начал с десятого века нашей эры, с первых известных нам европейских композиторов времен Крестовых походов. Постепенно добрался до музыки эпохи позднего Возрождения и барочным темам. Естественно, широко звучит XX век. Если говорить о географии музыкальных традиций человечества, то были передачи об Индии, Китае, Японии. Я могу посоветовать посетить сайт «Радио Россия». Там выложены все мои «Аэростаты». Послушайте, они хорошие.

– Спасибо за информацию!
– Знаете, я убежден, что если человек не будет расширять свой кругозор, он навсегда останется во вчерашнем дне. Перестанет быть интересным не только другим, но и самому себе. Чтобы остаться на плаву, люди обязаны знать, что происходило сегодня, вчера, позавчера… Процесс познания невозможно остановить. Помните «Алису в Зазеркалье»? Если хочешь двигаться вперед, ты должен мчаться вдвое быстрее. В противном случае тебя отнесет назад.

Редакция «ЭН» благодарит организатора концерта группы «Аквариум» и лично В.И.Полонейчика за помощь в подготовке публикации.

СПРАВКА «ЭН»

Борис Борисович Гребенщиков – поэт, музыкант, основатель культовой группы «Аквариум».
Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – инженер, мать – юрисконсульт. После школы Борис поступил на факультет прикладной математики Ленинградского государственного университета. В 1972 году вместе с А.Гуницким основал группу «Аквариум». В 1977 году окончил университет и начал работать в НИИ социологии в должности младшего научного сотрудника. Одновременно писал песни, выступал с концертами. В апреле 1980 года после участия «Аквариума» в Тбилисском рок-фестивале был исключен из комсомола, уволен с работы. Группа была запрещена официально. В 1981 году «Аквариум» стал членом Ленинградского рок-клуба, принимал участие в первых пяти фестивалях. В 80-е годы БГ активно занимался творчеством, продюсированием. С наступлением перестройки «Аквариум» нашел официальное признание. Фирма «Мелодия» даже выпустила две пластинки Гребенщикова. В 1989 году по контракту с CBS группа записала англоязычный альбом « Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом из «Eurythmics». Борис Гребенщиков – лауреат премий «Триумф», «Люди нашего города» (Санкт-Петербург), «Fuzz», Царскосельской художественной премии. Такие альбомы Гребенщикова, как «Треугольник», «Радио Африка», «Лилит», «Равноденствие», «Пески Петербурга», «Снежный лев», «Песни рыбака», «ZOOM ZOOM ZOOM» и др. давно стали культовыми пластинками. С 2005 года ведет авторскую программу «Аэростат» на «Радио Россия». Женат, трое детей. Живет в Санкт-Петербурге.

Оставить комментарий