ЛИАНА ИСАКАДЗЕ: «ПЛОХОЕ ЛЕГКО ПОРТИТ ВКУС ЧЕЛОВЕКА»

Гастроли выдающейся скрипачки мирового уровня Лианы Исакадзе расписаны на много лет вперед. География выступлений настолько обширна, что перечислять все страны и континенты – задача трудновыполнимая. И вот она – в Минске, на Международном фестивале «Минская весна-2008». В единственном концерте с Государственным Камерным оркестром Республики Беларусь – произведения А.Вивальди, Ф.Мен­дель­сона-Бартольди, К.Сен-Санса.

– Вы дали согласие на исполнение концертной программы с Государственным Камерным оркестром Беларуси. Вы слушали их записи?
– Я не слышала ваш оркестр. Но была такая история. Где-то в начале 90-х меня пригласили в Москву. Телевидение организовало прямую передачу, в которой зрители по телефону задавали вопросы. И дозвонился директор минской филармонии. Он сказал, что очень хочет пригласить меня в Минск. Я ответила, что непременно и с удовольствием приеду. И когда недавно меня пригласили выступить на сцене филармонии, вспомнила этот разговор. Решила, что обязательно поеду. Тем более, мои друзья, истинные знатоки музыки, уверили меня, что Беларусь – то место, где еще сохранилась культура, профессионализм и подлинное отношение к Музыке, не испорченное богатством.

– Как вы оцениваете уровень исполнительского мастерства музыкантов белорусского камерного оркестра? Ведь среди них нет ни одного официально заслуженного артиста страны…
– Я приятно удивлена, что у оркестра такой высокий уровень профессиональной подготовки. Причем у всех музыкантов. Обычно, знаете, бывает пестро – одни хорошие, другие – так себе. Ваш оркестр – прекрасный, по музыкальной культуре и по технике исполнения. Жалко, что они не имеют никаких званий. Надо поощрять людей, тем более что так было заведено еще в Советском Союзе. И, знаете, совсем не обязательно иметь большой стаж работы. Есть много плохих музыкантов, которые по 50 лет музицируют.

– От чего зависит уровень мировой известности коллектива: от имени художественного руководителя как знака качества или, в большей степени, от грамотного продюсирования?
– В любом случае необходим профессиональный менеджер. Часто громкое имя создано не столько самими музыкантами, сколько продюсерами, к сожалению. Менеджер получает за свою работу массу денег и делает этим исполнителям мировую рекламу. На слуху музыканты, которые вообще не умеют играть. Например, Ванесса Мей, превратившая искусство в шоу. Людям внушили, что это хорошо. Они идут на концерт и с ума сходят. Но это – не музыка. Есть, конечно, и гениальные люди, заслуженно известные. Например, Менухин, будучи страшно знаменитым, каждый день требовал от своего директора, чтобы имя «Менухин» не сходило со страниц газет, звучало по радио и ТВ. В музыке сейчас правит бал дурацкий мир бизнеса, не имеющий ничего общего с настоящим искусством. Твоя игра порой никого не интересует, кроме настоящих ценителей. Если говорить о сути, то оркестру совсем не обязательно, чтобы им руководил человек с известным именем. Это должен быть талантливый дирижер, в первую очередь. А грамотный менеджер сделает коллектив знаменитым.

– Может быть, такой синтез классики и эстрады, который играет Ванесса Мей, тоже имеет право на существование? Хотя бы в целях популяризации оригинальных произведений…
– Есть такое мнение, что когда играют классику в стиле джаз или еще как-нибудь, это доступно толпе. Но плохое легко портит вкус человека. Поэтому ни в коем случае нельзя уступать. Лучше найти золотую середину и попытаться поднять людей до уровня хорошей музыки. Воспитывать вкус на лучших образцах совершенного исполнения. У Конфуция есть такая фраза: «Человек измеряется не с ног до головы, а с головы до неба». Это – мое жизненное кредо. И этого я желаю всему вашему народу. Чтобы он жил в той области – с головы до неба.

Оставить комментарий