КОСМИЧЕСКИЕ ТРАКТОРЫ

В ближайшую субботу все прогрессивное человечество отпразднует день освоения космического пространства. 12 апреля 1961 года гражданин СССР старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» первым покорил до того не изведанные космические просторы, за 108 минут облетев Землю по орбите. Но прошло время, великий и могучий Союз распался. И чем теперь мы, белорусы, можем похвастаться в плане изучения космоса? Какими «ноу-хау» в научной, промышленной и других сферах наша страна может гордиться сегодня? На эти и другие вопросы искал ответы корреспондент «Экспресс НОВОСТЕЙ».

Накануне Дня космонавтики логично начать собственно с покорения космических просторов. Сверхглобальных задач наша страна в этом плане не ставит. Для начала неплохо бы запустить спутник. После неудачного запуска первого белорусского спутника «БелКА» ученые решили повторить попытку.

Новый спутник, название которому еще не придумали, будет запущен в 2009-м или 2010 году и станет более совершенным по сравнению с «БелКА»: на 400 кг легче собрата, но несколько дороже. Предыдущий, по словам генерального директора Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси Сергея АБЛАМЕЙКО, обошелся примерно в 15 млн долларов. Россияне предлагают множество вариантов запуска спутника, вплоть до ракетоносителя «Союз», более качественного, но, естественно, и более дорогого. При этом гарантий успешного запуска никто дать не может.

Впрочем, будем оптимистами. Если Беларуси удастся запустить собственный спутник, на колхозных полях появятся «космические тракторы» с установленными приемниками информации: с их помощью будут рассчитывать, какие удобрения и на каких почвах вносить. Особо важная задача – кадастровая оценка земли. Снимки из космоса позволяют в деталях изучить любой земельный участок, увидеть, правильно ли построен дом, на законной ли территории. Со временем даже неправильную парковку автомобилей можно отслеживать. Возможно создание космической «скорой помощи» или отслеживание беглых преступников. С помощью спутника будет возможен полный контроль за передвижением и местонахождением автотранспортных средств на территории Беларуси. Кроме того, можно вести поиск полезных ископаемых, исследовать, в частности, Оршанскую впадину на предмет поиска там нефти, постоянно обновлять цифровые карты и наблюдать за несанкционированной вырубкой леса, оперативно справляться с пожарами.

Кстати, разработка национальной программы освоения космоса, которая определит наиболее перспективные направления научных исследований совместно с Россией на ближайшие 10-15 лет, должна завершиться уже в этом году.

НЕ КОСМОСОМ ЕДИНЫМ

В числе основных достижений белорусской науки все-таки уникальные разработки в сфере машиностроения. Наши заводы-гиганты – «БелАЗ», «МАЗ», «МТЗ», «Гомсельмаш» – радуют очередными новинками. И не только они. Чего стоит хотя бы выпуск мобильных телефонов унитарным предприятием «Промсвязь»!

ВОТ ТАК КОМБАЙН!

В 2008 году производственное объединение «Гомсельмаш» планирует выпустить опытно-промышленную партию высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов «Полесье-14». Данная машина займет самую верхнюю ступеньку модельного ряда зерноуборочной техники. Главная особенность нового комбайна – его пропускная способность будет составлять 14 кг зерна в секунду. Много это или мало? По крайней мере, не ниже американской техники. Планируется, что в 2008 году предприятие выпустит 10 таких комбайнов.

САМОСВАЛ-ГИГАНТ

Освоение производства карьерного самосвала грузоподъемностью 320 тонн – одно из новых и приоритетных направлений работы жодинского завода «БелАЗ». Параметры этого карьерного самосвала впечатляют. Высота – 7,22 м (на уровне трехэтажного дома), ширина – 9,6 м, длина – 14,9 м, полная масса самосвала – 560 т, мощность двигателя – 3.500 л.с., емкость топливного бака – 4.375 л. Шесть шин, грузоподъемностью по 93,3 тонны каждая, с наружным диаметром 3.970 мм и собственным весом по 4.950 кг. А такая деталь, по-моему, впечатлит любого: для перевозки одного такого карьерного самосвала заказчику необходимо 10 железнодорожных платформ! Заметим, что самой крупнотоннажной машиной в мире является самосвал грузоподъемностью 360 тонн, который в ближайшем будущем появится и на «БелАЗе». Имеются технические проработки и для 500-тонных самосвалов.

В скором времени белорусские большегрузные карьерные самосвалы станут еще более модернизированными. Их оснастят уникальной системой повышения видимости в условиях тумана, пыли и загазованности. Создатели новинки – ученые Института физики им. Б.И.Степанова НАН РБ. В основе новинки – регистрация невидимого глазом инфракрасного импульсного лазерного излучения, отраженного от объектов, находящихся перед автомобилем. Оптико-электронное устройство устанавливается на кабину «БелАЗа», а полученное изображение выводится на монитор, который размещен на приборной панели в кабине машины. При разработке системы видения ученые ориентировались на последние ноу-хау мировых производителей автомобилей.

ТРАНСПОРТЕР-ТЯЖЕЛОВОЗ

Минский завод колесных тягачей уже в этом месяце изготовит уникальный автомобиль – транспортер-тяжеловоз МЗКТ-79086. После заводских испытаний он будет отгружен заказчику в Объединенные Арабские Эмираты.

МЗКТ-79806 представляет собой полноприводной автомобиль с колесной формулой 12х12. Он способен перевозить в 1,43 раза больший груз, чем весит сам. У автомобилей обычной конструкции это соотношение составляет 0,87-1,1. Груженый транспортер способен развивать максимальную скорость 75 км/ч, осуществлять поворот с радиусом 16 м, преодолевать брод глубиной 1 м и взбираться по 20-градусному склону. Кроме этого, автомобиль оборудован автоматической подкачкой колес из кабины. Это позволяет, изменяя давление в колесах, передвигаться по зыбучим пескам и доставлять груз до места назначения даже с поврежденными шинами.

ТРАКТОР В 340 «Лошадок»

Минский тракторный завод в прошлом году выпустил и реализовал в 80 странах мира 60 тысяч тракторов мощностью от 40 до 300 лошадиных сил. В этом году предприятие планирует увеличить выпуск продукции. В частности, расширить мощностный ряд до 340 л.с.

НОВЫЕ «МАЗЫ» ДЛЯ МИНСКА

Минский автомобильный завод начал поставку автобусов нового поколения «МАЗ-203» столичным автопаркам. Сейчас их на столичных маршрутах четыре, а всего в первом полугодии 2008 года планируется поставка 50 автобусов.

«МАЗ-203» полностью низкопольный, 34 см от полотна дороги. Передняя дверь такая же широкая, как и все остальные. Обновлен интерьер пассажирского салона. «МАЗ-203» оборудован системой «книлинг», с помощью которой автобус наклоняется к остановочному пункту, а на бордюрный камень откидывается трап для въезда инвалидной коляски. В салоне есть приспособления для инвалидов-колясочников, а также четыре места для людей с ограниченной двигательной способностью. Как нам рассказали на заводе-изготовителе, находящиеся в эксплуатации машины отличаются необычным для городского транспорта серым цветом. Однако следующая партия, которая поступит в распоряжение «Минсктранса», будет уже привычной светло-зеленой гаммы. Появились и новые низкопольные автобусы «МАЗ-226» для пригородного сообщения.

БЕЛОРУССКИЙ МОБИЛЬНИК

Уже в этом месяце в торговую сеть страны поступят телефоны «Евротеф-М» производства унитарного предприятия «Промсвязь». Главная его особенность – возможность использования одновременно в качестве обычного беспроводного и сотового телефона стандарта GSM с различными приложениями (е-mail, WAP 2.0, SMS, MMS и другие). Он оснащен цветным дисплеем, вибровызовом, полифонией, камерой, телефонной книгой на 500 номеров, громкой связью и другими дополнительными функциями. Помимо работы в сети GSM, телефон может принимать и совершать телефонные звонки по обыкновенной телефонной линии. Для этих целей в комплект входит базовый модуль 1/5, который подключается к телефонной линии (розетке) с тональным набором номера, как обычный проводной аппарат, и к сети питания. Когда абонент попадает в зону действия модуля, то может выбрать, по какой сети связи ему звонить – GSM или городской, принимать вызовы вне зависимости от того, с какой сети связи поступил звонок.

Производство налажено из комплектующих китайского производства. Планируется, что «Евротеф-М» будут поставляться в страны Евросоюза. Стоимость не превысит 300 тысяч рублей.

Оставить комментарий