ШОУ-БИЗНЕС-КОНЦЕРТ ПО-МИНСКИ

Вот настали времена для духовного возрождения минчан! Хоть каждый вечер по 2-3 раза можно приобщаться к прекрасному, совершенствовать свой внутренний мир. От калейдоскопа афиш культурных мероприятий, проводимых в городе, пестрит в глазах. Слегка ошалевшие жители с трудом уже могут отличить Сенчину от Образцовой, «HI-FI» от «Белого орла», Гэри Мура от Томаса Андерса. Все остальные «тату», «максимы», «лазаревы», «русланы» и иже с ними просто сливаются в неразборчиво-яркий сгусток. Без идентификации персоналий и дат выступлений.

Зря стараются рекламщики, выбрасывая деньги на изготовление больших плакатов. Не везет и информационным партнерам, расположенным «под исполнителем». Распространители билетов обрезают красочные изделия полиграфии, оставляя подчас только милое личико очередного артиста. Не из вредности, не подумайте чего плохого. Просто мест на стенках городских театральных касс давно нет. Нет его и на афишных тумбах. Видел бы Галустян, как на его «RUSSIA» вихрем налетает Государственный ансамбль танца Республики Беларусь! А каково Аните Цой с сидящими у нее на голове братьями Радченко? Остроумию расклейщиков можно позавидовать. Пройдитесь по городу – обхохочетесь! А если серьезно, то культурности нашей столицы на душу населения позавидует любой крупный город, например, Москва. Или Санкт-Петербург. Об этом постоянно официально информирует общественность Министерство культуры, заслужившее славу самого доступного. В подтверждение этих слов 1 апреля в Национальном музее истории и культуры состоялась очередная пресс-конференция Министерства культуры РБ. В ней принимала участие целая команда начальников всевозможных управлений под руководством министра культуры В.Ф.Матвейчука. Около 3 часов (!) чиновники отчитывались о проделанной работе в феврале и марте 2008 года, озвучивали планы на апрель. «Чем больше проходит времени, тем больше убеждаешься – мероприятий множество! Республиканских, областных, с участием главы государства, премьер-министра. Я вчера, к примеру, зашел в кабинет только в 18.10», – министр культуры тоже человек, устает от обилия, как и любой другой. Порадовало выступление начальника Управления искусств Министерства культуры Михаила Козловича, который непосредственно курирует вопросы организации концертной деятельности в стране. Не без гордости говорил Козлович о Днях единения народов Беларуси и России, о фестивале «Минская весна», общественно-культурной акции «Мы – белорусы». Интересно было послушать про состоявшийся накануне второй этап отборочного тура Международного конкурса исполнителей эстрадных песен «Витебск-2008». О том, что 11 апреля в Санкт-Петербурге состоится большой концерт наших коллективов: ансамблей «Сябры», «Песняры», «Ровесник», театра песни Ирины Дорофеевой, танцевального коллектива «Хорошки». Выступят Ксения Ситник, народные артисты Беларуси Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. В скором времени пройдут зарубежные выступления стандартного набора белорусских исполнителей в Польше, Украине. Стало понятно, почему на минских афишных тумбах отсутствуют лица местных знаменитостей. Не потому, что места нету или надоели. Просто разъехались зарабатывать валюту и престиж. А дорогие, в прямом и переносном смысле, россияне и прочие иностранцы – к нам. Причем в количествах, абсолютно неудобоваримых. Попробуйте постоянно кормить нормального вежливого человека сладостями. Сначала он будет вас благодарить, потом – отказываться под разными предлогами. Дальше – уже и предлога искать не будет. Зато вы получите возможность хорошо рассмотреть его спину. Не надо вдаваться в психофизические подробности – с концертным перееданием происходит сейчас то же самое. На мой вопрос о сверхобилии культурных мероприятий в городе начальник Управления искусств Козлович только пожал плечами: «Не вижу здесь никакой проблемы. Много концертов? Так это же здорово! Людям есть куда пойти вечером. Ну и что, что составляют конкуренцию местным театрам, филармонии. Зрители сами выберут, тем более что вкусы разные. У каждого исполнителя своя публика. Ничего подобного, совсем не одни и те же люди ходят на концерты». Отчасти Козлович прав: тетеньки 60 лет вряд ли пойдут на «Чайф», а молодежь – на Кубанский казачий хор. Но «Чайф» гастролирует в один день с Анитой Цой, а временная разница однотипных концертов Сенчиной и Образцовой составляет 4 дня. Недавно была свидетелем такой «драмы»: в театральную кассу вошли две пожилые женщины с явной целью купить билеты. Очень долго выбирали, на что бы им потратить отложенные 40.000 рублей. От обилия предложений они так растерялись, что не смогли ничего выбрать и ушли. Исполнитель лишился своего зрителя в конкурентной борьбе с товарищами по цеху. Того же самого лишились и товарищи, впрочем. А несостоявшиеся слушательницы, скорее всего, купили на сэкономленные деньги тортик и очень мило посидели вечерком перед телевизором. То есть, образно говоря, показали «козу» всем этим концертам, которые так любезно предлагают всевозможные организаторы, исполняя директивы госорганов по увеличению культурных мероприятий. А директивы – жесткие. План от реализации билетов по сравнению с 2007 годом возрос в 2-2,5 раза. Если раньше КЗ «Минск» зарабатывал около 400 миллионов в год, то сейчас цифра зашкаливает за миллиард. Во Дворце Республики ситуация по выполнению плана аналогичная. Из-за обилия концертов не раскупаются билеты. Бывает, что в заявленный день предлагают два по цене одного. Организаторам приходится частично заполнять залы приглашенными родственниками, знакомыми – «звезды» недовольны пустыми креслами.

Страдает качество обслуживания артистов, хотя сотрудники концертных отделов работают на износ. Выполняют директивные планы. Хватают и тащат на сцену уже всякого с более-менее известной фамилией. Нет времени спокойно поискать действительно достойного исполнителя или коллектив, согласовать дату проведения мероприятия во избежание перехлеста выступлений похожих по жанру артистов. Цейтнот не позволяет нормально отрекламировать концерт ни в СМИ, ни у распространителей. Как следствие – непроданные билеты, полупустые залы, отмены или переносы выступлений, потраченные впустую (не заработанные!) государственные деньги. Еще – сомнительная репутация недобросовестных партнеров, испорченное настроение организаторов, гастролеров, разочарованных зрителей. В чем здесь видят выгоду плановики-директивщики? Тайна сия велика есть!

Гораздо более логичной представляется работа частных концертных предприятий, которые тоже возят артистов, а то и большие проекты, арендуя у страны залы для выступлений. Таких фирм в нашем городе немного. Специфика шоу-бизнеса по-мински отпугивает рискованностью и неравностью условий деятельности государственных и частных организаций. Об этом я побеседовала с профессионалом, директором одного из концертных агентств Еленой РУТОЙ.

– Частники – прямые конкуренты государственных концертных организаций…
– В данном случае говорить о конкуренции бессмысленно. Работе государственных отделов не позавидуешь. Они выполняют план по валу, спущенному сверху. Частные агентства подходят к гастрольному вопросу очень серьезно, потому что рискуют своими, не бюджетными, деньгами. Грамотно просчитывается экономика, затратная часть. Учитывается рейтинг исполнителя, востребованность у публики. Агентства работают в своих нишах: кто-то возит большие шоу-проекты или рок. Другие – театральные антрепризные спектакли, третьи – КВНы и т.д. Мы приглашаем тех, кого не могут «организовать» республиканские учреждения культуры. Не конкурируем мы и по количеству. Мое агентство, например, организует всего 5-6 больших проектов в год. Зато качественных, эксклюзивных, с мягким хорошим звуком, фантастическим светом, спецэффектами.

– Выгодно ли государству сотрудничество с частными концертными агентствами?
– Будь я государство, я бы вообще работала только с частниками. В этой шутке – большая доля истины. Причин выгоды несколько. Началом организации любого концертного мероприятия, проводимого негосударственными агентствами, является получение разрешения в госорганах культуры. Это так называемое гастрольное удостоверение стоит нам немалых денег. Одна идея устроить праздник во Дворце Спорта обойдется в 200 базовых величин, или 7 млн рублей, в республиканский или местный бюджет! Выгодно?! Далее – высокая арендная плата, в которую входит, в том числе, оплата труда сотрудников государственных концертных отделов и технического персонала залов. И совсем уже нелепый способ сравнительно честного отъема денег у частных организаторов – оплата НДС! Хотя госконцертники эти 18% не платят. Реклама, продажа билетов, прием артистов, гонорары – все «головная боль» организаторов. Государство не помогает ничем, только получает свою прибыль. Выгодно?!

– Скорее всего, из этого можно сделать вывод, что перечисленные причины выгодности «сидят» в высокой стоимости билетов…
– Естественно. Это бизнес. В билете – все, каждая лампочка светового оформления концерта. Качественно организованное мероприятие стоит больших денег. Но при формировании диапазона стоимости агентства обязаны учитывать платежеспособность потенциальных зрителей. Не секрет, что причина большинства отмен концертов – нереализация ввиду дороговизны билетов. Кто ходит послушать, например, «Виртуозов Москвы» или Градского? Основной зритель – интеллектуал с ограниченным карманом, для которого приезд таких исполнителей – праздник души. Мы обязаны понимать, что больше 30-40.000 рублей он заплатить не сможет. Но у этих же артистов есть и весьма состоятельные поклонники, желающие сидеть на лучших местах. Для них – верхняя планка в 150-200 тысяч непринципиальна. Кстати, важным фактором расчета цены является эксклюзивность исполнителя. Григорий Лепс – личность, пел в Минске впервые. К этому концерту, соответственно, был повышенный интерес у зрителей. Поэтому и билеты, достаточно дорогие, распродали задолго до выступления. Это как раз к вопросу о том, что искусство нельзя тиражировать, загонять в план. Те, кого предлагают сегодня публике, ездят сюда минимум раз в год, как на работу. А зритель должен «захотеть» артиста, успеть соскучиться.

– А кого сейчас «хочет» минский зритель?
– Этот вопрос должна задавать я как профессионал концертного бизнеса! Если вы не можете ответить, значит, дела плохи. Публику перекормили зрелищами. Что до личных ощущений, то на сегодняшний день природа «дышит» роком. Качественным, настоящим роком на большой площадке, с просторным танцполом, хорошим драйвом. Такие проекты востребованы и собирают залы. Еще мне бы хотелось показать белорусам коллективы, которые я не могу привезти физически. Это знаменитые танцевальные ансамбли, гастролирующие по всему миру с уникальной программой. Западных «звезд» в рамках мировых турне Минск принять не может. Нет подходящих площадок, а ведь соотношение цены билетов и количества мест в зале определяет, кого из артистов я могу пригласить. Вот бы где пригодилась помощь государства – хотя бы в льготах по налогообложению – для продвижения лучших образцов мировой культуры. Зачем финансировать мелкие концертики, которых, в принципе, может и не быть?

– Что-то вы ничего не сказали о белорусских артистах. Кто-нибудь из них сейчас сможет собрать зал?
– Я лично не заинтересована вкладывать деньги в белорусов, уж извините. Единственный артист, который мне лично очень нравится, любопытен как личность – Дмитрий Войтюшкевич. Может быть, еще Петр Елфимов – одаренный музыкант с хорошим консерваторским образованием. А попса, которую показывают по телевизору, – на это больно смотреть! Подождем немного – все надо пережить! Белорусскую музыку я лично не слышу. Залы сейчас собирают «Белорусские Песняры» с Валерием Дайнеко. Но они работают в основном в России.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!