КАК ОБРЕСТИ В БЕЛАРУСИ «ЗАКОННЫЕ КРЫЛЬЯ»

Согласитесь, совсем не часто, отправившись за покупками в один из торговых центров города, обнаруживаешь на стоянке рядом с собственным автомобилем… вертолет. Самый настоящий, четырехместный, известной американской фирмы Robinson. Этот красавец сдается в аренду: за миллион с хвостиком можно целый час любоваться красотами белорусской природы с высоты птичьего полета. Однако, если эта махина всегда была объектом ваших грез, а 600 тысяч долларов не сильно ударят по вашему кошельку – ее можно даже купить!

Что потом, спросите вы? Нанимать личного пилота, или же видавший штурвал только в кино простой смертный может научиться управлять этим агрегатом абсолютно самостоятельно, как богачи в западных фильмах? Корреспондент «ЭН» выяснил, что ничего невозможного нет. Необходимы лишь три вещи: желание, деньги и здоровье.

УЧИМСЯ ЛЕТАТЬ

Чтобы помочь людям, мечтающим о небе, причем как в Беларуси, так и за ее пределами, полтора года назад было создано Республиканское общественное объединение любителей авиации, владельцев воздушных судов и пилотов (РООЛАВВС). Создано в дополнение к Белорусской федерации сверхлегкой авиации, деятельность которой распространяется на летательные аппараты весом до 750 кг. РООЛАВВС же имеет право объединить под своим крылом интересы людей, эксплуатирующих летательные аппараты до 5.700 кг. А они – самые распространенные в мире: как правило, это любительские частные самолеты, вертолеты. Причем работает организация под патронажем и при активном участии Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.

Новичку, как здесь говорят, помогут обрести «законные крылья», то есть – удостоверение пилота-любителя международного образца. Но одного желания и денег для полета в небо, конечно же, недостаточно. Для прохождения врачебно-летной экспертной комиссии необходимо соответствовать второму классу требований к здоровью пилота (первый класс – для пилотов гражданской авиации, перевозящих пассажиров, третий – для парашютистов, диспетчеров, технического персонала). Все эти требования изложены в авиационных правилах и приблизительно соответствуют требованиям к управлению автомобилем, разве что чуть-чуть жестче. Например, очень важно хорошее зрение. Если оно у вас -0,5 и ниже – вы негодны. Оно и понятно: поднимаясь в воздух, подвергаешь определенному риску не только себя, но и многих людей на земле.

После успешного прохождения медкомиссии будущего пилота ожидают теоретические и практические занятия. Теоретическая подготовка проходит на базе учебного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации авиационного персонала гражданской авиации (ул. Аэродромная, 4). Объем для новичков – 23-25 дней, стоимость – около 600 тысяч рублей. Для практических занятий организация располагает различными типами летательных аппаратов – самолетами типа «Икарус», «Бекас», «Сесна», мотодельтапланами, парапланами, мотопарапланами, тепловыми аэростатами – и квалифицированными инструкторами. Сколько это удовольствие стоит? Ориентировочно 120-150 долларов США за 1 час полета на самолете. Причем пилот обязан налетать не менее 40 часов (из них 10 часов – самостоятельно). Норма для пилота теплового аэростата – не менее 16 часов, пилота планера – не менее 8.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

– В настоящее время в организации состоят более 200 человек. Открыты филиалы в Витебске, Гродно, в тех районных центрах, где создана необходимая инфраструктура – Пружанах, Несвиже, – рассказывает председатель РООЛАВВС Александр ДОРОЖИНСКИЙ. – Удостоверение пилота-любителя, выданное у нас, действительно в любой точке мира с возможными поправками на местный воздушный кодекс.

– Владельцы самолетов, вертолетов, парапланов получают удостоверение единого образца?
– Да. Таковы международные правила. Хотя, наверное, было бы логично смягчить правила получения удостоверений для пилотов парапланов, парамоторов.

– Через какое время после получения удостоверения нужно его подтверждать?
– Ежегодно проводятся летная проверка и зачеты. Раз в три года – курсы повышения квалификации. Людям до 40 лет необходимо один раз в два года проходить медкомиссию, от 40 до 50 лет – один раз в год, после 50 лет – один раз в полгода.

– Если человек решил приобрести себе личный самолет, вертолет…
– Порядок приобретения оговорен в постановлении Госкомитета по авиации от 3 мая 2002 года №4, которое определяет и порядок ввоза на территорию Беларуси летательных аппаратов, в том числе для индивидуального пользования. Правила те же, что и при покупке автомобиля. Разумеется, должны быть в наличии документы, подтверждающие законность его ввоза на территорию Беларуси и законность приобретения. Лучше всего иметь на руках сертификат типа летательного аппарата, иначе возникнет ряд трудностей. Затем необходимо зарегистрировать его в Департаменте по авиации, где вам выдадут удостоверение летной годности. Кстати, в нашей организации есть техническая комиссия, которая осуществляет предварительную экспертную оценку, помогает владельцу устранить возможные несоответствия. Кроме того, во многих городах у нас есть временные аэродромы для хранения летательных аппаратов.

– Предположим, процедура регистрации успешно пройдена. Как получить разрешение на вылет?
– Во-первых, должны быть на руках удостоверение летной годности для летательного аппарата и удостоверение пилота-любителя. Во-вторых, подается заявка в соответствующий орган управления воздушным движением, который рассмотрит и выдаст разрешение на использование воздушного пространства. Получив это разрешение, пилот может выполнить полет даже за пределы Беларуси. Разница лишь в том, что для ведения радиообмена он должен знать английский язык. Есть такая пословица: один километр дороги ведет в никуда, один километр взлетно-посадочной полосы ведет в любую точку земного шара.

– А сколько по времени занимает процедура допуска к полетам?
– Как правило, заявку нужно подать до 17.00 накануне дня полета. По срочному плану заявку могут оформить и за три часа. Предпринимаются, правда, попытки ввести в Беларуси уведомительный порядок получения разрешения. Он еще проще. За 20-30 минут до вылета человек должен проинформировать о вылете. Но такой порядок предусматривает и высочайшую дисциплинированность. В небе меньше контроля, но степень ответственности больше, чем на земле.

– Разрешены ли полеты над большими городами? Например, над Минском?
– Существуют зоны, где летать запрещено. Минск относится к зоне ограничения. То есть для этого нужно получить специальное разрешение от властей.

– Сколько сегодня в Беларуси насчитывается легких и сверхлегких летательных аппаратов в частном пользовании?
– Более 100, но их число может увеличиваться каждый день.

– Какие санкции грозят нарушителям, осуществляющим полет на незарегистрированном аппарате без удостоверения пилота-любителя или без заявки на вылет?
– В связи с поправками в Административный кодекс штрафы за нарушение воздушного пространства могут достигать 1.000 базовых величин. Поэтому люди, которые могут себе позволить купить, к примеру, самолет «Сесна» за 30-40 тысяч долларов или «Икарус» за 12-15 тысяч долларов, предпочтут потратить еще пару тысяч, чтобы получить официальное удостоверение. В противном случае нарушителю может грозить штраф в размере стоимости целого самолета. Хотя нарушители еще встречаются.

– Много ли в Беларуси владельцев больших самолетов, вертолетов?
– У нас есть владельцы и четырехместных самолетов, и двухместных. Даже есть владелец гидросамолета. В принципе, процесс обретения «индивидуальных крыльев» в Беларуси идет. Пусть не такими семимильными шагами, как в России или на Западе. На сегодняшний день основной путь приобретения летательных аппаратов – покупка их за рубежом. Беларусь – не авиастроительная республика, но у нас сохранилось самодеятельное творчество. Это тоже важный элемент, который нельзя сбрасывать со счетов. В нашей стране есть самолеты-самоделки, летающие безаварийно по пять-шесть лет.