ОЖИВШАЯ ИСТОРИЯ

«Белорусский видеоцентр» – ведущий производитель документального кино не только в Беларуси. Работы предприятия высоко ценятся на просторах СНГ и за его пределами. Об этом свидетельствуют многочисленные победы на международных кинофестивалях. И, конечно же, любовь зрителя.

Летопись времени. Рисунок жизни, созданный средствами кинематографа. Как мы будем выглядеть в глазах будущих поколений? Какие уроки извлекут наши дети из наших успехов и ошибок? Заглянуть в окно прошлого человеку помогает документалистика.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ

1 апреля «Белорусский видеоцентр» отметит свой день рождения. За два десятка лет предприятием было создано более 600 фильмов. Это документальное кино и фильмы-спектакли. Художественные короткометражки и научно-популярные фильмы. Рекламные социальные видеоролики и фильмы-балеты. В год творческий коллектив выпускает более семидесяти видеофильмов, рекламных видеороликов и видеосюжетов. Видеоцентр создает облик истории, прорисовывает линии лиц современников, запечатлевает пейзажи белорусской природы, сохраняет на пленке достояние фольклора.

О прошлом и настоящем предприятия рассказывает главный режиссер «Белорусского видеоцентра», обладатель специальной премии Президента Республики Беларусь за достижения в области кинематографии Александр КАРПОВ:

– Создавался центр в трудные времена, – вспоминает главный режиссер, – кинематограф переживал «разброд и шатание», шел поиск наиболее эффективных моделей организации кинопроизводства. Все это происходило на фоне стремительного формирования видеорынка в республике. В кинопрокате появились передвижные видеосистемы, школы и клубы приобретали видеоаппаратуру. Стал остро ощутим спрос на социально значимую видеопродукцию. Вот тогда и был создан «Белвидеоцентр» на основе современной экономической модели, которая сохраняет свою эффективность и сегодня. Наше производство «дешевле», чем, например, на государственном телевидении или на киностудии «Беларусьфильм». Главное – мы появились как документальный летописец культуры Беларуси. На территории бывшего Советского Союза это уникальный случай, когда существует государственный центр по производству документальных фильмов, бережно сохраняющий сам жанр документального кино. В других странах СНГ студии приватизировались, стали частными. В этом плане мы просто уникальны. Что и отмечают на всех фестивалях. И это, безусловно, заслуга нашего государства.

ОТБОР ЛУЧШИХ

Основной заказчик видеоцентра – Министерство культуры Республики Беларусь. По словам Александра Карпова, заказчик формирует свой заказ во многом в русле основных государственных программ, но и дает центру свободу в составлении своих творческих планов. В результате на базе «Белорусского видеоцентра» образовались свои направления и рубрики.

– За это время было создано много хороших фильмов, – говорит Александр Карпов, – и это не телевизионные варианты. Мы все-таки сохраняем киноязык, делаем экологические и культурологические картины, этнографические и исторические фильмы, живое документальное кино. На центр полностью легло «летописное дело». Вся культурная жизнь страны отражается нашими видеокамерами. К тому же мы – студия современного продюсерского типа. У нас нет штатных режиссеров, операторов, сценаристов. Это позволяет на конкурсной основе привлекать наиболее талантливых кинематографистов, а главное – открыть реальную дорогу в большое кино творческой молодежи. Происходит отбор лучших. На этих принципах сегодня построен кинематограф России, Казахстана, других ведущих кинодержав.

РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ

Несмотря на творческие успехи РУП «Белорусский видеоцентр», в последнее время упорно говорят о предстоящем слиянии с РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм».

– Идея создания единого киноконцерна уже была в недалеком прошлом. Но тогда от этого отказались, понимая, что для искусства губителен монополизм. Тогда понимали, что необходимо поддерживать разные подходы к кинотворчеству, конкуренцию экономических моделей, художественных идей и направлений. В этом внутренняя пружина саморазвития искусства. Думаю, что сегодня умные головы разберутся, что сегодня лучше для отечественного кино и растущего видеорынка. Важно не забывать древнюю заповедь: «главное – не навредить».

НОВЫЕ ИГРОКИ

Александр Карпов относится к своей работе прежде всего как к творчеству. Для него центр – это инструмент создания искусства.

– Не надо рассматривать искусство только с точки зрения получения прибыли, – считает он. – Наши фильмы запечатлевают бытие государства, людей. Это нужно будет всегда. Наши фильмы по доступной цене приобретают и сельские учителя, и телевизионные каналы. Сейчас мы сняли серию фильмов о преодолении антисоциальных явлений среди молодежи. Получились хорошие игровые новеллы. Видны наши фильмы и на фестивалях самых крупных рангов. За последние четыре года получено более ста призов и премий. Среди них самые дорогие – три специальные премии Президента Республики Беларусь.

Главный режиссер надеется, что многолетние старания и опыт РУП «Белорусский видеоцентр» не исчезнут даром. Не прекратится государственная поддержка. На кинорынке появятся новые игроки, которые вместе с государственными студиями, телевизионными каналами будут строить здание белорусской киновидеоиндустрии.

– Сегодня многие частные студии обрекли себя на производство рекламных роликов и клипов для эстрадных див. Это очень ограниченная творческая дорожка, и так хорошее кино не развивается. Для того чтобы удивить мир, в кино нужно вкладывать деньги и настоящий талант. Воспитывать новые поколения режиссеров. Вступать в рыночные, конкурентные отношения. Создавать вечное.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о